bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Абрамцево. Церковь



История церкви в Абрамцеве удивительна тем, что это было по сути занятие для компании друзей, которые были людьми талантливыми, энергичными, увлеченными. В итоге получилось то, что с гордостью названо "первым произведением русского модерна" (1881-1882). Не мне судить, при чем тут модерн, но церковь действительно хороша. При чем как мне кажется, вот это сочетание полной серьезности идеи постройки (создатели были людьми глубоко религиозными) с дружеской и радостной атмосферой ее создания пошло и определило неповторимый (хоть и "тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры") дух этой постройки - очень радостный и чуть-чуть "игрушечный".
Несколько цитат (источник тот же www.russologia.ru/mamont8-2.html )

Васнецов: "Все мы художники: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, , Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах, около церкви, высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда, дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере...
Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши, абрамцевскую церковь. Для нас — работников ее — она трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и творческом порыве, о дружной работе художественных друзей, о дяде Савве, о его близких..."
Из письма Е.Г.Мамонтовой: "Какая чудесная выходит паша церковь. Я просто не налюбуюсь па нее. Очень много в фасаде изменено к лучшему... Васнецову церковь не дает даже ночи спать, все рисует разные детали. Как внутри будет хорошо... Главный интерес церковь. По поводу ее вчера целый день шли толки и возникали горячие споры. Все до страсти какой-то увлечены высеканием орнаментов... Окно Васнецова выходит действительно прелесть как хорошо; не только арки, но и все колонки покрыты орнаментом"
Васнецов не желал видеть в церкви ничего обыденного, ему хотелось, чтобы это создание творческого подъема отвечало тому радостному настроению, с каким оно строилось. Так, когда дошла очередь до пола и Савва Иванович решил сделать его обыкновенным - цементно-мозаичным (плит не было), Васнецов яростно запротестовал. «Только художественная выкладка узора»,— настаивал он и взялся руководить ею. Сначала на бумаге возник контур стилизованного цветка, а потом рисунок его перенесли на пол абрамцевской церкви. "... Васнецов сам,— вспоминает Наталья Поленова,— по нескольку раз в день забегал в церковь, помогал выкладывать узор, направлял изгибы линий и подбирал камни по тонам. К общей радости скоро вдоль всего пола вырос огромный фантастический цветок"

Церковь была освящена в 1882 году, и почти сразу после этого в ней состоялось венчание В.Д.Поленова -  с женой своей он сдружился  во время строительства церкви.

В 1891 году умер сын Мамонтова - Андрей, молодой художник, в свои  22 года он уже принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, и по некоторым данным, именно там простудился и заболел. На месте его захоронения была пристроена часовня - несколько более изящная и разукрашенная, чем церковь в целом. Позднее у стен церкви были похоронены супруги Мамонтовы и их дочь.

А теперь смотрим.






Икона Поленова над входом



Часовня



Внутри я не снимала (дорого!), поэтому фото не мои. Вот этот - с сайта заповедника



Увидеть церковь в таком виде практически невозможно из-за полумрака. Подойти к довольно мелким иконам нельзя (перегорожено веревочкой), а на мозаичном полу стоят люди, и ничего не видно. Как это выглядело при Мамонтовых, какое было освещение, я не знаю. Вот несколько современных фотографий, по-видимому, достаточно сильно обработанных (из альбома Marika Rittere foto.mail.ru/mail/marrit/22/618.html )



Обратите внимание - справа небольшая икона Васнецова, которая почти в точности предвосхищает композицию росписи Владимирского собора.




Ну вот и все о церкви...






Subscribe

Comments for this post were disabled by the author