bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Венецианская школа

Великая эпоха венецианского искусства начинается первыми и заканчивается последними годами чинквеченто. Во второй половине века, когда искусство маньеризма вырождается в Риме и во Флоренции в абстрактное теоретизирование и академические формулы, венецианская художественная школа находится в полном расцвете своих творческих сил. В нее входит группа значительных, весьма непохожих и подчас противоположных друг другу художников, которые, однако, с одинаковой страстью занимаются поисками эмоционального воздействия на зрителя, полагаясь исключительно на убедительность визуального и, прежде всего, цветового впечатлений. Поскольку условные образы, создаваемые на основе определенных правил или образцов, не отличаются новизной и не оказывают нужного эмоционального воздействия на зрителя, венецианская школа отвергает рецепты и нормы, которые в тосканском и римском маньеризме, особенно после Тридентского собора, сковывали и нивелировали по форме и содержанию художественную продукцию.

В венецианском искусстве не было теории, но получила развитие критика. Если не принимаются a priori определенные принципы, то нельзя оценивать произведение искусства по его соответствию принятой норме; единственный критерий оценки в этом случае - это эмоциональное воздействие при контакте с произведениями искусства. Оценка является, таким образом, результатом прочтения, восприятия произведения, следствием увлеченности критика искусства как зрителя пафосом художественного творения, его композицией и непосредственностью выражения. Родоначальником подобной вкусовой критики явился тосканский писатель Пьетро Аретино, живший с 1527 г. в Венеции. Он был другом Тициана, превозносившим его творения и ниспровергавшим, хотя и не бескорыстно, Микеланджело.

С именем Аретино связывается Диалог о живописи Лодовико Дольче первая попытка непосредственной критики, свободной от теоретических предубеждений. Другой Диалог, не столь обширный и глубокий, был опубликован в 1548 г. Паоло Пино с намерением дискредитировать законы перспективы и пропорций, то есть флорентийскую теорию рисунка, и утвердить превосходство венецианской живописи по сравнению с римской. Основными темами этой вкусовой критики (крупнейшим представителем которой в XVII в. станет Марко Боскини) являются: первенство живописи среди других искусств как способной к наиболее непосредственному чувственному выражению образов, естественность венецианского колорита, который благодаря световым и цветовым качествам и свойствам воспринимается как живая материя, как плоть, смешанная с кровью.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author