Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Раньше не попадалось

Небесспорные, но небезынтересные мысли относительно возможных путей реформирования отечественных "силовых" структур.

Из доклада "РОССИЯ XXI ВЕКА: ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО ЗАВТРА" Института современного развития.



Безопасность внутренняя и внешняя

Россия – страна, в которой армия и правоохранительные органы работают эффектив-
но, пользуются высоким авторитетом в обществе за достойное выполнение своей миссии:
оборону страны от внешних угроз и поддержание правопорядка внутри страны.
Ракетно-ядерный потенциал России остается надежной гарантией от агрессии со
стороны любого государства. Этот потенциал сократился после заключения договоров с
другими ядерными державами – сначала двухсторонних с США, а затем с Англией, Франци-
ей и Китаем. Тем не менее Россия (равно как и США) сохраняет «ядерный щит», существен-
но превосходящий арсеналы всех других стран.
Вооруженные Силы формируются исключительно на добровольной основе. Военный
бюджет анализируется парламентом досконально: комитеты по обороне Государственной
Думы и Совета Федерации обладают необходимыми финансовыми и политическими инст-
рументами для определяющего влияния на военную политику государства. Они располагают
всей информацией, чтобы анализировать и направлять развитие российских Вооруженных
Сил. Тем самым обеспечивается подлинный гражданский контроль над военной сферой.
Российская армия стала профессиональной не только по способу формирования, но и
по оснащению и уровню компетентности личного состава. Ее вооружение соответствует тре-
бованиям происходящей во всем мире революции в военном деле. Широкое использование
информационных технологий обеспечивает исчерпывающей информацией о действиях про-
тивника и позволяет наносить удары с помощью высокоточного оружия, находясь за сотни и
тысячи километров от зоны конфликта. Интенсивно развиваются роботизированные средства
ведения боевых действий.
Вооруженные Силы, строящиеся в соответствии с новейшими научно-техническими
достижениями, требуют высокого уровня образования и боевой подготовки всех военнослу-
жащих. Отпала необходимость в массовой мобилизационной армии. Численность Воору-
женных Сил мирного времени сократилась до 500–600 тысяч военнослужащих. Уменьши-
лась до 700 тысяч и численность подготовленного резерва, зато его качественный состав и
постоянная переподготовка (резервисты получают небольшое жалование) позволяют развер-
нуть армию соответственно требованиям любого потенциального конфликта.
Контроль за большими территориями и протяженными границами обеспечивается не
численностью Вооруженных Сил, а их способностью к быстрому развертыванию. Чтобы обес-
печить такое развертывание, все соединения Вооруженных Сил являются соединениями посто-
янной готовности, а на угрожаемых направлениях созданы склады тяжелых вооружений.
Служба в армии стала престижной – в том числе по качеству образования и уровню
оплаты и материальных благ. Она признается хорошей «карьерной лестницей», особенно для
мужчин (хотя женщин в российской армии тоже немало) из семей с невысоким социальным
статусом, выходцев из села и малых городов.
Офицерский корпус сформирован из граждан, получивших, наряду с воинской специ-
альностью, фундаментальное гуманитарное и естественнонаучное образование. Система
продвижения по служебной лестнице, порядок назначения на вышестоящие должности стали
конкурсными и прозрачными; действует система непрерывного образования офицерских
кадров, когда обязательным условием получения очередного воинского звания является не
только выслуга лет, но и повышение квалификации и успехи в подготовке своего подразде-
ления или части.
Важнейшим элементом новых Вооруженных Сил является корпус профессиональных
сержантов. Младший командир владеет сложной военной специальностью, и именно он
привносит в казарму профессиональную мораль не наемников, а кадровых военных, чья ра-
бота заключается в защите Отечества. Для подготовки этой категории военнослужащих дей-
ствуют специальные учебные заведения.
Уровень дохода офицера с определенной выслугой лет существенно превышает сред-
нюю зарплату по России, сержанта – чуть выше среднего уровня. К тому же военнослужа-
щие пользуются бесплатным дополнительным медицинским страхованием, имеют сущест-
венные льготы при ипотечном кредитовании. Уволившиеся рядовые и сержанты получают
льготы при поступлении на бюджетные места в вузах, распространено среди них и дистан-
ционное получение высшего образования. При этом особые льготы (например, стипендию
при получении высшего образования) имеют те уволившиеся военнослужащие, которые со-
гласились стать резервистами.
Использование все более сложных вооружений и техники требует все более длитель-
ных сроков обучения: именно это привело к отказу от призыва.
Руководство Вооруженными Силами осуществляется приказами, которые следуют от
министра обороны через Генштаб непосредственно оперативно-стратегическим командова-
ниям Вооруженных Сил. При такой организации у Генерального штаба нет функций непо-
средственного оперативного управления. Его задачи ограничиваются управлением Стратеги-
ческими ядерными силами, Космическими войсками, координацией действий между
оперативно-стратегическими командованиями, организацией применения резерва Верховно-
го главнокомандующего, а также стратегическим планированием и предоставлением реко-
мендаций министру обороны и политическому руководству страны. Генштаб участвует в
оценке военных угроз, а главное, – в выработке предложений по их парированию, предот-
вращению войны. При этом оценка военно-политической ситуации, планов и возможностей
вероятного противника осуществляется на основе информации, получаемой Главным разве-
дывательным управлением, подчиненным непосредственно министру обороны, во взаимо-
действии с аппаратом Совета безопасности.
В армии поддерживаются традиции воинской славы России, большое внимание уде-
ляется сохранению мемориалов Великой Отечественной войны и других памятников воен-
ной истории.
Реформа правоохранительной системы стала одним из главных модернизационных
проектов, в ходе реализации которого коренным образом сменился подход к организации
внутренней безопасности в государстве – от полицейско-репрессивного к защите граждан
и законных проявлений свободы.
Главное полицейское ведомство страны – Министерство внутренних дел – ликвиди-
ровано. Различные функции охраны правопорядка четко разведены по уровням публичной
власти, т.е. исчезла «полицейская вертикаль», совмещавшая борьбу с преступностью с под-
держанием общественного порядка.
Функции охраны правопорядка адекватно децентрализованы и выполняются несколь-
кими ведомствами и службами. Низовое звено – муниципальная милиция – управляется ор-
ганами местного самоуправления.
Правопреемником МВД стала Федеральная служба криминальной полиции (ФСКП).
Ее основные задачи – противодействие тяжким насильственным и корыстным преступлени-
ям, т.е. «квалифицированной» («классической») преступности, в т.ч. организованной. Струк-
турные подразделения ФСКП существуют во всех регионах, но территория под их юрисдик-
цией не совпадает с границами субъектов РФ.
Региональные полицейские службы подчинены только органам власти данного субъ-
екта РФ. В их функции входят:
• предупреждение, выявление, пресечение и расследование менее тяжких насильст-
венных и корыстных преступлений;
• патрулирование внегородских автомобильных дорог и функции муниципальной
милиции на межпоселенческих территориях;
• охрана порядка при проведении массовых мероприятий;
• выполнение функций экологической полиции;
• обеспечение физической (силовой) защиты как полиции данного субъекта РФ,
прежде всего, уголовной, так и контролирующих органов;
• обеспечение вневедомственной охраны; обеспечение разрешительной системы
(лицензирование оружия и проч.).
Споры о «подведомственности» региональной и федеральной полиции решаются по
принципу «старшинства», т.е. если представитель ФСКП утверждает, что дело относится к
подведомственности этой службы, оно передается в ФСКП.
На уровне городских и сельских поселений действует муниципальная милиция, под-
чиненная только местному сообществу. Она финансируется из местных бюджетов – только
так можно гарантировать, что правоохранительные органы будут стоять на страже прав гра-
ждан и находиться под гражданским контролем. Муниципалитеты с недостаточным уровнем
собственных доходов получают субсидии регионального бюджета до законодательно уста-
новленного уровня финансирования.
Основная задача муниципальной милиции – охрана общественного порядка – патрульно-
постовая служба с полномочиями по дознанию, институт участковых, детские комнаты милиции
и т.п. В городах на эту милицию возложена и безопасность дорожного движения.
Функции давно ликвидированного ГИБДД разделены между региональной полицией
(на дорогах вне населенных пунктов), муниципальной милицией и гражданской службой до-
рожного движения, занимающейся контролем технического состояния автомобилей, выдачей
прав и методическим обеспечением организации дорожного движения.
Внутренние войска МВД преобразованы в национальную гвардию: они подчиняются не-
посредственно Президенту РФ. Задачи этой структуры: обеспечение режима чрезвычайной си-
туации; подавление (пресечение) крупномасштабных террористических актов; подавление (пре-
сечение) деятельности крупных незаконных вооруженных формирований; охрана объектов
стратегического назначения (если они не отнесены к подведомственности Вооруженных Сил).
Военные звания сохранены только в национальной гвардии и подразделениях силовой
защиты (типа ОМОНа или СОБРа), существующих при всех правоохранительных службах.
В остальных же структурах действуют специальные звания – иерархия званий стала короче и
не довлеет над меритократически выстроенной управленческой структурой.
Борьбой с экономическими преступлениями занимается Федеральная служба финан-
совой полиции (ФСФП) со своими подразделениями по всей стране; она тесно сотрудничает
с Федеральной службой криминальной полиции. Основные задачи ФСФП – противодействие
экономическим преступлениям и коррупции, в т.ч. в полицейских и милицейских службах.
Федеральная миграционная служба является полностью самостоятельным органом,
подчиненным Правительству РФ.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков – сохраняется вместе с зо-
ной ответственности.
Органы прокуратуры надзирают за законностью деятельности всех полицейских ор-
ганов и спецслужб, а также в системе исполнения наказаний. Сохранились у прокуратуры и
право возбуждения уголовных дел с последующей передачей для расследования по принад-
лежности, и функция составления обвинительных заключений и поддержания обвинения от
имени государства в суде. Прокуроры давно отказались от форменной одежды, но сохранили
систему специальных званий.
Воссозданная Федеральная пограничная служба (ФПС) к своим традиционным зада-
чам по охране Государственной границы добавила задачу обеспечения (главным образом,
силового) деятельности Федеральной таможенной службы в пунктах пропуска через грани-
цу. К органам ФПС прикомандированы сотрудники федеральной службы контрразведки.
Органы Федеральной таможенной службы перестали быть силовым ведомством.
Их сотрудники лишь составляют протоколы о правонарушениях и передают их в финансо-
вую полицию.
При Министерстве обороны действует Военная полиция. Смысл ее деятельности –
предупреждение, выявление, пресечение и расследование правонарушений (административ-
ных и уголовных), совершаемых военнослужащими. В Военной полиции действует система
воинских званий и существуют подразделения силовой защиты.
Федеральная служба безопасности упразднена. Воссоздана Федеральная служба
контрразведки (ФСК) с компетенцией, соответствующей этому наименованию. Кроме выяв-
ления и пресечения собственно разведывательной деятельности иностранных спецслужб
(в военной, научной, экономической областях), ФСК обеспечивает информационную безо-
пасность, включая сохранение государственной тайны. ФСК – не полицейский орган, а спец-
служба, поскольку доминирующим видом ее деятельности является не процессуальная, а
оперативно-розыскная, в т.ч. агентурная. В ФСК нет воинских званий, а есть своя градация
специальных званий. Как только функции ФСК были ограничены, исчезла необходимость в
территориальных формированиях вплоть до каждого района страны. ФСК обеспечивает
контрразведывательное прикрытие конкретных объектов, откуда могут «утечь» те или иные
секретные сведения.
Создана Федеральная служба по охране Конституции (ФСОК). Она отвечает за пре-
дупреждение и пресечение террористических актов; предупреждение и реагирование на уг-
розы сепаратизма; выявление и борьбу с незаконными вооруженными формированиями.
Однако основным субъектом противодействия широкомасштабным террористиче-
ским актам (в т.ч. освобождения заложников) является Национальная гвардия (или ее специ-
альные подразделения). Воинские звания остались только в спецназе ФСОК. Остальные со-
трудники имеют специальные звания.
Из Федеральной службы охраны (ФСО) выведена Служба безопасности Президента
РФ (СБП). Ее нынешние функции и полномочия сохраняются. В самой же Федеральной
службе охраны появляется функция защиты свидетелей и потерпевших, а также судей и
должностных лиц контролирующих органов. Соответственно, кадровый состав ФСО расши-
ряется. Предписание об охране конкретных лиц (о сроках, условиях охраны и т.п.) дает соот-
ветствующий прокурор.
Для гражданского контроля над деятельностью полиции и специальных служб создан
независимый государственный орган – Комитет гражданских расследований, который по
требованию граждан расследует действия правоохранительных органов, если есть подозре-
ния в их противоправности.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author