Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

  • Mood:

Императорский фарфоровый завод, повторный визит

В прошлый приезд в Питер, связанный со сдачей крови в LG R&D центре, мне подсказали, что одним из интереснейших мест города является Императорский фарфоровый завод, чью кобальтовую сеточку знал весь СССР. У меня уже был пост посвященный шоу руму предприятия, а теперь меня пригласили на персональную выставку Нелли Петровой «Истоки».
Вообще, более 260 лет история Императорского фарфорового завода неразрывно связана с историей России, а его продукция — художественный фарфор — представлена в собраниях крупнейших музеев мира. Кстати, историческое название заводу вернули в 2005 году. За право обладать изделиями ИФЗ состязаются коллекционеры на престижных аукционах «Сотбис» и «Кристи». Императорский фарфоровый завод – один из немногих в мире и единственный в России производитель фарфора класса "люкс" на базе уникальных технологий ручного литья и филигранной ручной росписи.
И действительно, чем не история

Кстати, изделия завода своими лучшими образцами декоративно-прикладного искусства завоевывали высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене. Художественное реноме императорского фарфора значительно возросло после того, как коллекция заводского музея, которая включает образцы продукции завода с середины XVIII века до современных работ художников, перешла под патронат Государственного Эрмитажа, а музей, оставаясь на заводе, стал филиалом мировой сокровищницы культуры.

От этой тарелки ощущение дома наших бабушек и дедушек

А нечто похожее я также видела в доме родных в детстве
Тогда в горках было принято держать форфор

Тогда казалось, ну какие аляпые картинки, ну зачем они даже в качестве памяти, а теперь понимаешь, это и есть память поколений, самая-самая настоящая любовь, подобные сервизы хочется гладить руками, и стыдно, что в детстве смеялись над хранением этой утвари, а бабушек и дедушек уже нет...

Вот такие вазы

И наборы

Оглянемся назад, в глубь веков или с чего все начиналось:
1)Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков.

2)1762-1801.Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм.С воцарением Екатерины II (1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

3)1801-1825.Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм.В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе. Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как, например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу — победителю в Отечественной войне 1812 года.

4)1825-1894. Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III.В александровскую и николаевскую (1825–1855) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга.Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах.

5)1894-1912.Эпоха Николая II и русский модерн.В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.

6)1920-е годы.Октябрьская революция и фарфор 20-х годов.В 1918 году Императорский фарфоровый завод национализировали и перименовали. Теперь уже «Государственный фарфоровый завод» перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу превратить бывшую придворную мануфактуру в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

7)Довоенные годы.Период построения социализма.В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».

8)Период после ВОВ. Послевоенный период.В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов.


 


Subscribe

Comments for this post were disabled by the author