Я давно хотела рассказать о том, как в 10 классе ходила в школу в Штатах. Тогда их программа образования вызывала у меня ужас, а вот сегодня я понимаю, что в ней есть много гуманного.
Например, нас быстро перестали пускать на уроки математики. Точнее, после первого же урока, когда я, хронический тупень в алгебре, мало задумываясь, решила что-то из серии ax 2+bx+ c=0, не помню точно. Преподаватель пробормотал что-то из серии "наши это проходят в институтах, не надо будить в детях чувство неполноценности", и на математику мы больше не ходили. Мы все хихикали - вот тупые, но прошло 10 лет, и я ни за что в жизни не решу это задание. Это было мертвое знание, которое я благополучно выпустила из головы за ненадобностью. Сказать больше - с огромным облегчением. Я ненавидела решать эти упражнения.
Или английский язык и литература - единственный обязательный предмет для старших классов (кроме труда). Про труд потом подробнее, пока - литература. Как сейчас помню, проходили мы Бредбери и рассуждали о будущем. После урока учитель дал задание "написать 500 слов на тему школы будущего. те, кто не хотят писать, могут нарисовать школу". я была в шоке. Как так - урок литературы, а вместо сочинения - рисунок? Учитель ответил вполне логично - есть те, кому сложно выражать свои мысли в словах, им проще образами. Так зачем заставлять делать то, к чему они не предрасположены? На тему того, что это в принципе проще, и русские дети обязательно выбрали бы рисунок, я промолчала. И пошла с библиотеку за бумагой и карандашами. За мое "визуальное сочинение" мне поставили A, потому что я застремалась и все-таки дополнила его 500 словами описания.
На физике, которую вел милый лысый очкарик в футболке с Энштейном, мы изучали аэродинамику при помощи пластиковых бутылок, пластелина и прочего мусора, из которого делали ракеты и запускали их в коридоре при помощи мини-рогатки. Тот, кто сделал самую правильную с точки зрения аэродинамики ракету, получал хорошую оценку. Бонусом шла формула скорости. На следующем уроке были звуковые волны, которые мы учили при помощи какого-то забавного агрегата: подходишь ближе - волна на картинке вверх, дальше - вниз. Потом давался график, и нужно было его "пропрыгать" перед устройством. И только после этого - для желающих - давалась формула расчета этой самой волны. Почему не для всех - да потому что "не всем понадобится". Потом также "не всем понадобится" было что-то из расчета напряжения на участке цепи, для всех - определение где ноль, а где фаза и построение цепей с лампочками и прерывателями. Потом - устройство с кусками зеркала, чтобы смотреть за угол, для желающих - формула. Схему изучения физики я так и не поняла, но это были действительно интересные уроки, на которые я ходила с удовольствием. К слову, все, кто ходили на физику, все формулы честно себе записывали. Они выбрали этот предмет в профильный и желали его знать.
Труд. Уроки труда в Штатах (возможно, конечно, не во всех школах, но в той, что я училась, точно были отличные) - обязательны класса до 8-9. Никаких готовок и шитья - дети работали с деревом. Сначала делали коробочки, потом кукол и так далее. Местный сувенирный магазин покупал их поделки. Интереснее всего был труд у 12-классников, самых старших. В начале учебного года они проектировали дом. Полноценный дом от крыши до подвала. Составляли схему. Выбирали с преподавателем стройматериалы. Два месяца полностью просчитывали чертеж. А потом строили - нормальный дом, правда, без фундамента. Почему так? Потому что в апреле дом продавали: разбирали его на части, вывозили на место и там уже доделывали до конца. Часть вырученных средств шла школе, часть - школьникам.