bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Первый фильм про марийцев: интересные факты.

Все, кто выросли в Марий Эл, знают тот факт, что в первый раз на большом киноэкране марийский язык прозвучал в 1931 году, когда в СССР прошла премьера первого звукового фильма «Путевка в жизнь», в котором снимался марийский актёр и поэт Йыван Кырла, сыгравший роль Мустафы Ферта. Он спел частушки на марийском языке «Ой, луй модеш» («Ой, куница играет») и произнёс фразу по-марийски «Товатат куржам», что переводится как «Непременно убегу».

Гораздо менее известен тот факт, что в 1934 году был снят кинофильм из жизни марийской молодежи «Песня о счастье» (первоначальное название «Тайна Кавырли»).

В этой драме главную роль марийской девушки Анук сыграла малоизвестная эпизодическая актриса с ростом менее полутора метров – Янина Жеймо. Это была ее первая большая роль, которая принесла ей известность. Критики наперебой отмечали волнующую простоту, глубокую искренность и обаятельность актрисы. После «Песни о счастье» от предложений не было отбоя. Через 14 лет она сыграет свою самую известную роль Золушки в одноименном фильме.

Для режиссера фильма, Марка Донского, эта картина тоже стала первой, которая принесла ему известность. «Песню о счастье» высоко оценил Максим Горький. Первый пролетарский писатель очень зауважал после этого Донского и даже доверил ему снимать трилогию по своим книгам. В дальнейшем Марк Донской стал первым советским режиссером, которому присудили, но так и не вручили «Оскара» (за фильм военных лет «Радуга»).

К сожалению, самому мне посмотреть фильм не удалось, но есть описание сюжета по сценарию Георгия Холмского. Это был его второй и последний сценарий для кино. С удовольствием взглянул бы, как показана в фильме марийская деревня и как играет Янина Жеймо марийскую девушку:)

1924 год. Марийский паренек Кавырля, лесосплавщик частника Лебедева, полюбил девушку Анук. Старый хозяин, домогавшийся Анук, возненавидел юношу. Однажды завязалась драка, в результате которой оба оказались в реке, и Лебедев стал тонуть. Испугавшись обвинения в убийстве, Кавырля пустился в бега и, однажды встретив вора и бродягу Гороха, решил составить ему компанию. Попав в исправительно-трудовую колонию, герой начал новую честную жизнь, взяв себе новое имя - Михаил.

Узнав, что Миша любит музыку и хорошо играет на марийской свирели, начальник колонии помог ему поступить в консерваторию. Прошло пять лет. Миша стал известным флейтистом. Все это время он писал Анук, но неграмотная марийская девушка не могла прочитать его письма.

Анук выучилась и стала марийской учительницей. Прочтя о Кавырле статью в газете, Анук решила его разыскать. Боясь, что в нем могут опознать убийцу, флейтист не признал в девушке ту, которой писал письма все эти годы. Оскорбленная девушка вернулась в село. Кавырля поехал за советом к начальнику колонии, и узнал, что Лебедев остался жив и был арестован как враг народа. Кавырля вернулся на родину и встретился с Анук.

Такой вот сюжет фильма. Композитором фильма стал Григорий Лобачев, советский композитор, который помимо того, что сочинял агитационные массовые песни, еще собирал и обрабатывал музыкальный фольклор народов Поволжья. Про марийский фольклор не скажу, а вот в мордовский, татарский, башкирский фольклор записывал точно, так что вполне возможно, что музыка к фильму была с определенным национальным колоритом:)

Кстати, про искусную игру марийцев на свирели (шиялтыше) - это точно. Сразу вспоминается один из лучших флейтистов мира по оценке А. Эшпая – Виталий Шапкин.

В принципе сюжет фильма не требовал обязательных марийских реалий, это все могло быть и в Нижегородской области, но если знать, что кинофильм снимался на студии «Востокфильм», где в это время работал Йыван Кырла, то становится понятно, почему эта история произошла именно в марийском крае.

В некоторых источниках есть упоминание о том, что «биография Йыван Кырли послужила основой для фильма о жизни марийской молодёжи «Песня о счастье», хотя в фильме явно использован только тот факт, что парень из глухой марийской деревни стал известным на весь СССР артистом, а весь мелодраматический сюжет о музыканте, считающим себя убийцей и скрывающимся под другим именем, придуман (вполне возможно, не без участия самого Йыван Кырли).
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author