bokitko_sofia (bokitko_sofia) wrote in lj_live,
bokitko_sofia
bokitko_sofia
lj_live

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

http://avdey.by.ru/

г. Москва 09.02.99

Эксперт Морозов А. И., доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова. В соответствии с постановлением следователя по особо важным делам прокуратуры г. Москвы Крылова Ю. Ю. по материалам уголовного дела №202275 мною была проведена следующая экспертиза.

На разрешение эксперта были поставлены вопросы:

Можно ли действия Тер-Оганьяна по разрубанию икон отнести к какому-либо направлению в современном искусстве, если да то к какому?

Можно ли эти действия отнести к современному авангардизму, если да, то почему?

Изучив документы, протокол допроса Тер-Оганьяна, фототаблицу, прихожу к следующему заключению.

По первому вопросу: Современному искусству не известно какое-либо направление, предполагающее подобные действия в отношение объекта имеющего религиозную значимость. Отдельные акции зарубежных художников (см. статью Милены Орловой «Доведение радикализма до идиотизма» в газете «Коммерсантъ»), никакого творческого направления не составляют и не находят поддержки ни у публики, ни у специалистов-искусствоведов. По утверждению Тер-Оганьяна, его акция не имела касательства к сфере религиозного сознания, но носила сугубо художественный характер, поскольку происходила не в храме, а в выставочном зале. Суждение, будто все находящееся или происходящее в помещении для художественных выставок уже по одной этой причине должно рассматриваться как искусство, не может быть признано справедливым. Чтобы считаться искусством, соответствующий объект или акция по своему замыслу и форме исполнения должны иметь специфические признаки художественного творчества, которые в акции Тер-Оганьяна не наблюдаются.

Вывод: По указанным причинам действия Тер-Оганьяна по разрубанию икон невозможно считать ни проявлением какого-то направления в современном искусстве, ни явлением искусства вообще.

По второму вопросу: Действия Тер-Оганьяна имеют внешнее сходство с акциями художников-концептуалистов, представляющих одно из течений современного авангардизма. Практика авангарда также изначально предполагает атмосферу скандала, вызывающее, эпатирующее публику поведение художника, чем отличалась и акция Тер-Оганьяна. Однако произведения либо акции авангарда, в том числе, концептуализма, характеризуются в первую очередь наличием некоторого творческого открытия-изобретения (например, никогда ранее не существовавшие формы абстрактного искусства: «лучизм» М. Ларионова, «супрематизм» К. Малевича), оригинальной авторской идеи (изображение Сталина рядом с классическими музами у Комара и Меламида), новизной смыслового контекста (инсталляции с «мусором» у И. Кабакова), свежестью выразительных приемов (введение зеркальных поверхностей в реальный пейзаж у Ф. Инфанте, сочетание пейзажного изображения с государственной символикой СССР у Э. Булатова и т.п.). Ничего подобного акция Тер-Оганьяна не содержала.

Вывод: Тер-Оганьян претендует на престижный в наших условиях статус художника-авангардиста, однако его действия по разрубанию икон можно считать не более чем примитивной имитацией отдельных моментов практики авангардизма.

Эксперт Морозов А. И.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author