г. Москва 09.02.99
Эксперт Морозов А. И., доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова. В соответствии с постановлением следователя по особо важным делам прокуратуры г. Москвы Крылова Ю. Ю. по материалам уголовного дела №202275 мною была проведена следующая экспертиза.
На разрешение эксперта были поставлены вопросы:
Можно ли действия Тер-Оганьяна по разрубанию икон отнести к какому-либо направлению в современном искусстве, если да то к какому?
Можно ли эти действия отнести к современному авангардизму, если да, то почему?
Изучив документы, протокол допроса Тер-Оганьяна, фототаблицу, прихожу к следующему заключению.
По первому вопросу: Современному искусству не известно какое-либо направление, предполагающее подобные действия в отношение объекта имеющего религиозную значимость. Отдельные акции зарубежных художников (см. статью Милены Орловой «Доведение радикализма до идиотизма» в газете «Коммерсантъ»), никакого творческого направления не составляют и не находят поддержки ни у публики, ни у специалистов-искусствоведов. По утверждению Тер-Оганьяна, его акция не имела касательства к сфере религиозного сознания, но носила сугубо художественный характер, поскольку происходила не в храме, а в выставочном зале. Суждение, будто все находящееся или происходящее в помещении для художественных выставок уже по одной этой причине должно рассматриваться как искусство, не может быть признано справедливым. Чтобы считаться искусством, соответствующий объект или акция по своему замыслу и форме исполнения должны иметь специфические признаки художественного творчества, которые в акции Тер-Оганьяна не наблюдаются.
Вывод: По указанным причинам действия Тер-Оганьяна по разрубанию икон невозможно считать ни проявлением какого-то направления в современном искусстве, ни явлением искусства вообще.
По второму вопросу: Действия Тер-Оганьяна имеют внешнее сходство с акциями художников-концептуалистов, представляющих одно из течений современного авангардизма. Практика авангарда также изначально предполагает атмосферу скандала, вызывающее, эпатирующее публику поведение художника, чем отличалась и акция Тер-Оганьяна. Однако произведения либо акции авангарда, в том числе, концептуализма, характеризуются в первую очередь наличием некоторого творческого открытия-изобретения (например, никогда ранее не существовавшие формы абстрактного искусства: «лучизм» М. Ларионова, «супрематизм» К. Малевича), оригинальной авторской идеи (изображение Сталина рядом с классическими музами у Комара и Меламида), новизной смыслового контекста (инсталляции с «мусором» у И. Кабакова), свежестью выразительных приемов (введение зеркальных поверхностей в реальный пейзаж у Ф. Инфанте, сочетание пейзажного изображения с государственной символикой СССР у Э. Булатова и т.п.). Ничего подобного акция Тер-Оганьяна не содержала.
Вывод: Тер-Оганьян претендует на престижный в наших условиях статус художника-авангардиста, однако его действия по разрубанию икон можно считать не более чем примитивной имитацией отдельных моментов практики авангардизма.
Эксперт Морозов А. И.