bokitko_sofia (bokitko_sofia) wrote in lj_live,
bokitko_sofia
bokitko_sofia
lj_live

Лондон, часть десятая – по городу с Питером Бруком (V)

Глава пятая – «Время молчать и время говорить»



На месте этого уютного домика, на Голдингтон стрит, стояло когда-то здание коммунистического театра «Юнити». В 1975 году здание было уничтожено пожаром. Википедия сообщает, что постановки труппы «Юнити» продолжались до 1983 года.

Интересно, как они себя сами называли в ту пору? Уж не «актерами погорелого театра» ли?

…окончив Оксфорд, я попытался поступить в один коммунистический театр под названием «Юнити». На прослушивании я прочитал, как мне казалось, с большой страстью речь, обличающую капиталистическое общество, и впервые услышал то, что впоследствии много раз говорил сам: «Спасибо. Мы с вами свяжемся». В то время я верил в искренность подобных слов и ждал ответа, но не дождался. Таким образом, я никогда не вступал в коммунистическую партию и не пытался больше стать актером. Наоборот, понимание относительности всех позиций не дало мне приобщиться к каким-либо определенным политическим убеждениям. Я просто наблюдал за событиями с журналистским интересом и журналистским скептицизмом.

(Питер Брук, из книги «Нити времени»)


Какие важные слова! Пока перепечатывал их, вспомнил я и собственную «политическую» эволюцию: от студента факультета Ближнего Востока в Иерусалимском университете, понимавшего тогда «зеркальность» палестинской национальной борьбы за их государство, схожей с еврейской борьбой за свое, – до человека предпочитающего определять себя как аполитичного. И все именно из-за этого понимания «относительности всех позиций».

Подобную модель относительности можно наблюдать и в знаменитом «уголке ораторов» в лондонском Гайд-Парке.

Каждое воскресение на этом пяточке можно наблюдать сборище очень интересных типажей. Мой путеводитель по Лондону Рика Стивза описывает их действия так:

Characters climb their stepladders, wave their flag, pound emphatically on their sandwich boards and share what they are convinced is their wisdom. Regulars have resident hecklers who know their lines and are always ready with a verbal jab or barb. «The grass roots of democracy» is actually a holdover from when the gallows stood here and the criminal was allowed to say just about anything he wanted to before he swung.

I dare you to rise your voice and gather a crowd – it’s easy to do.


Когда я подошел к «уголку ораторов», было еще солнечно. Ораторы стояли на своих местах и ораторствовали с поднятыми книгами в руках. От многократно повторенных из разных углов слов «Джизаз» и «Холи Байбл» звенело в ушах. Впрочем, говорившие пользовались разными тактиками:

Вот этот убеждал словом произнесенным:








Вот эти – словом написанным – в книжечке и на себе:







Вот этот – что-то протяжно пел:
(«…в обществе собственной грузной тени». И ведь правда, – ну никого рядом.)



А вот – колоритный негр, по-моему, единственный из всех собравшихся не дискутировавший на религиозные темы. И – единственный из всех, который остался на своем месте, когда пошел дождь, и все побежали под навес:



В этом ораторском галдеже сбор молчаливых квакеров выглядел довольно неожиданным приемом, альтернативой говорливому времени, текущему вокруг:







Позволю себе пришедшую на ум цитату из дневников Олега Борисова, слова Екклесиаста в ней приведены тоже:

«Не торопись языком твоим»

Когда тебе лижет руку Ванька, ты понимаешь, что он хочет сказать. Не понимаешь только слов.
В кино, в котором есть крупный план, можно не произносить длинный монолог. У хорошего актера все должно быть понятно из его молчания. Поэтому лучше не пускать авторов, если они живы, на съемочную площадку, чем-то их отвлекать.

Когда лежишь на траве и смотришь в небо, думаешь, как хороша природа. Молчащая. Нет ничего более завораживающего, ничего более интригующего. Ни о чем не хочется говорить. Говорящий человек — марионетка, нарушающая одну из проповедей Екклесиаста. Был такой в Иерусалиме царь. «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово перед Богом... Слова твои да будут немноги». Как безысходен Екклесиаст! Я читал его в обгоревшем Ветхом Завете, большом талмуде, который оставила нам М.А. Все у него суета сует и все идет в одно место...

Как тяжело это читать, придя из театра, где ты без устали молол языком. Такую сам выбрал профессию — не перед Богом слово держать, а перед зрителем, который покупает право смотреть тебя за руль. Как дешевую кокотку. А авторы, когда все уже понятно из самого сюжета, должны еще раз пережевать и пересказать пережеванное словами. Иногда по нескольку раз. Чтобы советский зритель правильно понял. Чтобы в башку ему втемяшить. Какие могут быть недоговорки? Но и ничего лишнего.

Нас приучили к обману благодаря словам. Врал еще Тмол, который судил состязание Аполлона и Марсия. Эту историю мне Копелян рассказал, который сопереживал Марсию. Судья был куплен и использовал все свое красноречие, ораторский дар, чтобы объяснить народу: Аполлон на дудке играет лучше. И он объяснил. Второго судью, который был не согласен, тут же превратили в осла. Можно сделать вывод: «Массе свойственны глупость и легкомыслие, из-за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов». Это объяснение я нашел у хитрого Монтеня. Русской массы это в особенности касается. Получается, мы, актеры, — проводники того идиотизма, которым забивают головы и без того забитому зрителю. Лопай что дают! — и он будет лопать.

Вот с такими мыслями я направляюсь в театр на репетицию новой советской пьесы. И все идет в одно место...



В следующем посте о Лондоне, прогулявшись по месту, которое одним своим названием вызывает у меня приятные воспоминания, я попытаюсь сформулировать: что же это за отношения сложились у меня с английской столицей.

А пока… Лондонцы и «гости столицы»! Завтра как раз воскресение. У вас есть возможность прийти в Гайд-парк, в «уголок ораторов», послушать, поразмышлять, вспомнить Екклесиаста, а может быть – и самим произнести какую-нибудь пламенную речь. Выбор за вами.

Продолжение следует.

Все впечатления о поездке
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author