В первом веке нашей эры история Германии оказалась тесно переплетена с историей Римской империи. Римские полководцы устраивали смелые походы сквозь территорию Германии, уничтожались целые племена, легионеры тонули в болотах, гибли при строительстве мостов, проложенных по суше, и каналов, соединяющих реки. Несколько раз Германия провозглашалась провинцией Рима.
Но стоило уйти последнему легионеру, племена опять восставали, объединялись в союзы, начинали терроризировать римские поселения за Дунаем и Рейном. Не помогала и политика стравливания племён между собой, навязывания им вождей из взятых в детском возрасте на римское «перевоспитание» представителей знати, создание своеобразной «пятой колонны» из местного населения – вспомогательных легионов, находившихся на римском жалованьи. В результате новые вожди и легионы стали представлять для Рима ещё большую угрозу, чем неорганизованные племена. Самые мощные племенные объединения изгонялись как можно дальше от границ Империи – за Эльбу, но там они объединились в мощную империю во главе с Марободом, совершенно неприступную для римских легионеров, правда и не нападавшую на Рим.
Окрестности Нюрнберга тогда находились недалеко от дунайских провинций Рима. Ранее жившие немецкие племена покинули эту опасную для них территорию. Однако важную в стратегическом отношении реку Майн, протекающую к северу от Нюрнберга, по которой транспортировался жизненно важный товар - соль, стремились взять под свой контроль два союза племён – верные союзники римлян – гермундуры (дословно - «отважные германцы» по-латыни), и злейшие противники – хатты. Гермундурам при поддержке Рима удалось потеснить хаттов. Недалеко от Нюрнберга на верхнем Майне основан ими торговый посёлок – Меносгада («Майноград») на месте старого кельтского поселения под горой Штаффельберг. На месте старого посёлка , окружённого стеной в 300 метров, появляется мощный город площадью в 50 гектаров, окружённый мощной стеной длиной в 2800 метров и с акрополем в центре. Однако хаттам удалось вскоре разрушить город.
Впрочем не германцы и не римляне составляли большинство жителей долины верхнего Майна. Там по-прежнему жили кельты. Кельтское племя туронов когда-то обитало в Северной Италии и в компании с бойями и гельветами угрожало Риму. Основанный ими город до сих пор носит их имя – Турин. Изгнанные римлянами, они переселились на территорию Франции (Галлии) – в область Турень, с городом Тур. После захвата Галлии Цезарем они ушли в Германию, в верховья Майна. Постепенно происходило смешивание гермундуров и туронов, образовывалось новое племя – тюринги.
А между Майном и Дунаем под прикрытием римских легионов обитало союзное Риму племя наристов, не германцев и не кельтов, а потомков всё тех же норейцев, чьё королевство под Зальцбургом было присоединено к Риму, и чьё имя, возможно, носит Нюрнберг (Норимберга).
Чем дальше на север от Дуная, тем большую угрозу для Рима представляли германские племена. К северу от хаттов (чьё имя носит земля Гессен), в районе Гарца жили херуски со слабыми вождями и мощным «вспомогательным легионом» во главе с воспитанным в Риме Арминием, сыном вождя Зигимера, терроризирующем местное население. После того, как Арминий похитил дочь своего родственника Зигеста – Туснельду, он начал понимать, что терпение народа не беспредельно. Однако вожди ждали справедливости от римлян. Наместник провинции «Германия» (между Рейном и Везером) Квинтиллий Вар вместо того, чтобы просто изгнать зарвавшегося ставленника, стал скрупулёзно насаждать римскую судебную систему. Это вызвало ещё большее раздражение местного населения. Несколько сёл в районе Тевтобургского леса вышло из повиновения. И тут Арминий решил использовать свой последний шанс. Он вызвался сам расправиться с бунтовщиками. Римские легионы Вара он попросил расположиться у подножья горы - для прикрытия. И неожиданно всей мощью подвластной ему армии обрушился именно на них. Три мощных легиона были полностью истреблены, несмотря на поступившее предупреждение об опасности от «дядюшки Зигеста». Германия, таким образом, в 9 г. н.э. навсегда избавилась от римской оккупации. Провинция «Германия» исчезла с карты империи. Граница опять стала проходить по Рейну. Если к тому времени и существовало поселения на «Горе Нерона», в честь которого, возможно, назван Нюрнберг, то после битвы в Тевтобургском Лесу, оно должно было перестать существовать.
Есть мнение, что Арминий носил своё имя не с рождения, а получил его в Риме. Все его родственники носили имена, начинающиеся на «Зиг», и настоящее имя Арминия - Зигфрид, имя, воспетое в немецком эпосе, особенно в «Сказании о Нибелунгах». В Тевтобургском лесу в 19 веке воздвигли грандиозный памятник Арминию, как основателю немецкой нации, хотя он там ложно назван Германом. Бывшие «вспомогательные легионы» в области хаттов, марсов, хамавов, бруктеров и других с трудом подчинённых Римом племён признают власть Арминия. Он становится новым королём Западной Германии. Население носит его на руках. Вожди затаивают личную обиду на некоторое время.
Голову несчастного Квинтиллия Вара он отправляет в Восточную Германию, где давно царствует Маробод, с предложением объединить усилия на антиримском направлении. Арминий готов признать власть Маробода надо всей Германией. Однако осторожный и изнеженный Маробод по-прежнему надеялся наладить с Римом добрососедские отношения, и предложение отклонил. Голову несчастного полководца он отправляет императору Августу. Августа это повергло в шок. Он впервые в жизни рыдал, взывая к мёртвой голове : «Вар! Вар! Верни мне мои легионы!»
Восстановить провинцию Август уже не мечтал. Но наказать коварного Арминия было делом чести. И на Германию идут новые легионы во главе с полководцами, завершившими подавление восстание в Паннонии (Венгрии) – пасынком Августа Тиберием и усыновлённым Тиберием сыном его брата Друза – Германиком...
Иллюстрации: http://www.boris-nuernberg-reisen.de/rozhdenije_nazii.htm
http://schlachten-um-hermann.de/?p=128