Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Задача РОСНАНО - не заработать, а потратить деньги

С одной стороны, банальнейшая статья с критикой Роснано, взятой с потолка. Мифы в таких статьях перетекают из одной в другую, и, что в стиле интернета, после десятого повторения самая глупая и нелепая ложь становится правдой. Интервьюируемый - какой-то грустный клоун из КПРФ, который и пары слов нормально связать не может (я погуглил его и послушал живую речь - ужос. Журналист - явно предвзят и непрофессионален. В общем, все в духе времени. Отрабатывается заказ, либо просто сочиняется эссе на изначально заданную тему.

Но все ж потрачу время на то, чтобы откомментить наиболее вопиющую напраслину, да и что-то адекватное в критике попадается (уверен, что случайно, авторы совсем этого не хотели, да и тупо не умели).

Первоисточник:

REGNUM: "Задача РОСНАНО - не заработать, а потратить деньги": интервью Алексея Багарякова



РОСНАНО сегодня - это не госкорпорация в классическом виде, а, скорее, обычная инвестиционная компания.

Какой, млин, ужас! Хотели сделать ублюдошного монстра по примеру Ростехнологий и Олимпстроя, а вышла Инвестиционная компания! КПРФ негодуэ!

На основании федерального закона о РОСНАНО, большинство депутатов от "Единой России" позволили ей выполнять ряд специфических функций.

Прелестное высказывание. Многие умные люди после этого перестанут читать. Неназванные депутаты единой России, действуя по предварительному сговору и из злого умысла позволили Роснано что-то выполнять на основании Федерального закона! Уахххахахаха!

Например, стать квалифицированным участником фондового рынка. Что это значит? Это значит, что они имеют право эмитировать, продавать акции, облигации и другие деривативы за деньги, которые государство дало им на ведение уставной деятельности.

Полный здец, простите мой французский. Это не утренний лепет непроснувшегося пятилетнего ребенка, которому на ночь забыли выключить канал РБК. Это осознанный лепет человека, занимающего должность "депутат Государственной думы РФ, руководитель подкомитета по контролю за госкорпорациями в комитете по финансовым рынкам Алексей Багаряков". После этого становится понятно, что авторы статьи не ставят своей целью что-то оценить, проанализировать, в чем-то разобраться. Их цель - осуществить несколько непрофессиональных высеров в направлении конкретной структуры. Целевая аудитория - пенсионеры и интеллигенция  и прочий люд, уважающий КПРФ и далекий от финансов. С косноязычным дятлом из КПРФ тоже все понятно. Не будем больше тратить время на анализ его не заслуживающего подобного внимания профессионального уровня.


Многие проекты, в которые инвестирует РОСНАНО, не имеют никакого отношения к нанотехнологиям. Там масса нарушений. О том, как выделяются деньги на проекты - уже очень много сказано и написано. Деньги получить практически нереально. Мы общались со многими компаниям - потенциальными претендентами на инвестиции РОСНАНО. Процедура одобрения проекта тянется полтора-два года. Нужно подготовить множество бумаг, к оформлению которых предъявляются крайне жесткие требования. В итоге, чтобы получить финансирование РОСНАНО, нужно только на оформление бумаг потратить миллионы, а часто и десятки миллионов рублей.

Несколько суматошные и безадресные набросы, но эффекта достигают - негативный фон создают. Это все передернутые факты. Приведу факты в оригинале, до их извращения:
- Все наши проекты имеют отношение к нанотехнологиям, без одобрения Научно-технического совета (который всегда оценивает наносоставляющую) их финансирование невозможно.
- "Нарушения, много сказано и написано" - смешно. Товарищ ссылается на надписи на заборах и прочие поклепы, даже не пытаясь дать конкретную ссылку хотя бы на один доказанный факт. Понятно почему - таких фактов нет. Но ему все равно, он даже не искал. Он помнит, что где-то читал какую-то херню, и для него это достаточно благонадежный источник информации.
- Да, заявителям приходится заполнять бумаги. Мы не можем написать за заявителя научное обоснование. Мы не можем составить за него бизнес-план. Это может сделать только он сам, и для многих это большая проблема. Любой нормальный (частный) фонд таких отвергает не глядя. Мы обязаны с ними мучиться, долго консультировать по тому, как написать все эти бумажки, чем научная обоснованность отличается от технической реализуемости, а чем - прибыль от выручки. Мы ненормальный фонд, и мы это делаем, так как мы - единственная надежда для многих разработчиков выдернуть их разработки из болота, привлечь в них бабки и запустить в промышленное производство.
- "Полтора-два года" - если заявитель не готов, и мы возимся с ним с самого нуля, бывает и дольше. Бросить бывает жалко, да и права не имеем. Мы же поднимаем российскую науку. И так, если бросаем по каким-то конкретным основаниям, много шума поднимается. А потом разные дураки на этот шум ссылаются и получаются подобные статьи.


ИА REGNUM: Но это, видимо, относится не ко всем проектам. У нас есть информация, что, например, проект производства модификатора асфальтовых смесей "Унирем" был одобрен всего за пять месяцев, несмотря на то, что подавало заявку одно юрлицо, а деньги потом получило другое...

Не мог пройти мимо. Потрясающий образчик журналистской работы. Он не просто "объективный профессионал" по-русски, он еще и суфлер - подсказывает интервьюируемому, в каком направлении двигаться, если тот отклоняется он написанного сценария.

Сейчас они обращаются к президенту Дмитрию Медведеву, чтобы он дал им возможность компенсировать убытки от их деятельности за счет государства. Мы им говорим: "Так ваша же деятельность - это и игра на фондовом рынке". Де-факто это так. Получается, что правительство говорит - рискуй, все что хочешь делай, мы тебе спишем все. И все это в рамках закона "О РОСНАНО".

Стиль "бабушки у подъезда" - в комментариях не нуждается.

После того, как РОСНАНО перестанет быть госкорпорацией и акционируется, может произойти так, что у государства будет даже не контрольный пакет, а, например, 49%. Вероятен исход, когда о 130 млрд. руб., которые государство внесло в уставной капитал госкорпорации, просто забудут, как это уже не раз случалось с государственными средствами. Как это сходило с рук некоторым товарищам, так и в этот раз сойдет.

Бабушки у подъезда от этих домыслов начинают бояться и привычно роптать на Чубайса...

Проблема РОСНАНО в том, что они наняли кучу чиновников, бюрократов, назначили им огромные зарплаты.

Отчасти, есть такая проблема. Есть у нас чиновники и бюрократы, которые получают деньги непойми за что (даже для нас тайна, чем они занимаются) - функционал вроде очерчен какой-то, а результаты нулевые. Но есть один большой позитив - в ходе грядущей реорганизации Роснано, есть большая надежда, что ряды этих нахлебников существенно поредеют. Все к этому идет - структура должна стать другой, более эффективной и заточенной на конкретные реальны

ИА REGNUM: РОСНАНО, по сути, является венчурным фондом, но что больше всего удивляет - это соотношение числа сотрудников и проинвестированных проектов. На каждого сотрудника в венчурной индустрии Кремниевой долины приходится по несколько проектов. Например, в легендарном венчурном фонде AMC, который создал такие компании, как Amgen, Teradyne, Biogen Idec, всего 12 штатных сотрудников и $250 млн. под управлением, которые они инвестируют в 100-500 проектов. Средний размер вложений в один проект - от $500 тыс. до $2,5 млн. В РОСНАНО за три года отобрано лишь 82 инвестиционных проекта на 400 штатных сотрудников.

Вот это наброс, достойный внимания. Сравнивают, что компания уважаемого Питча Джонсона (который, кстати, вместе с Арнольдом Шварценеггером приезжает к нам в гости на следующей неделе с официальным визитом) сделала за 30 лет с тем, что Роснано одобрило за три года. При чем для АМС это выходы, и, вполне возможно, выходы сильно до того, как компания стала известной, либо они как пассажиры зашли там посидеть на несколько лет на долю менее 25%, либо там был консорциум инвесторов и экспертизы делали все вместе... С тем, что Роснано взваливает себе на плечи организацию производств нередко в чистом поле, с заявителями, которые только учатся мыслить экономическими материями, с технологиями, которые часто надо дошлифовывать при переводе от опытных к промышленным...

Тот же проект по измельчению покрышек "Унирем", не являющийся ни современным, ни прорывным, получает почти $40 млн. В США ни один венчурный фонд никогда не инвестирует такие деньги в высокорискованный проект.

Вот так вот. Тупое корреспондентишко нам всем рассказало, что не является наш проект ни современным, ни прорывным. Чмо, которое вообще понятия не имеет, что это за проект, и что там за технологии, начиталось высеров обиженных бывших бизнес-партнеров Лернера (еще большой вопрос, насколько справедливо обиженных кстати), и решило сумничать там, где профессионалу умничать не положено.
Это же корреспондентишко нам определило рамки, в которых существуют ВСЕ венчурные фонды США.

Простите за грубость и эмоциональность, но когда необразованный дворник столь оголтело рассуждает об особенностях протекания синтеза полимеров в зависимости от заданных физических условий, другой реакции быть не может.

В РОСНАНО около 700 штатных сотрудников

Это либо преднамеренная ложь, либо просто некомпетентность. Мы уже выяснили, что оба участника беседы способны и на то, и на другое, так что удивляться нечему.

Я объясню, почему это происходит. В мире венчурный бизнес по определению связан с высокими рисками. В него вкладываются не государственные, а частные деньги. Идея РОСНАНО была примерно такой же - государство инвестирует, бизнес соинвестирует. Но из-за кризиса ожидаемого результата не получается. В западных венчурных фондах, в которых один человек ведет несколько проектов, работает экономика, у них нет возможности раздувать бюрократический аппарат, тратить деньги на дорогую жизнь, командировки, бизнес-класс. Они зарабатывают деньги! У "Роснано" цель другая - грамотно их потратить. Вот в этом и есть главное отличие. Там - заработать и развить, у нас - потратить и выжить. Потратить деньги, грамотно обосновать и как можно дольше выживать в таком режиме. Логика РОСНАНО проста: "Чем дольше мы живем, тем дольше тратим государственные деньги. У нас есть высокая зарплата, офисы, статус, служебные автомобили, близость к власти". Как говориться "выжить в это сложное время, а там видно будет".

Ну, собственно, занавес. Ярлык повешен, цель достигнута. Ушат помоев отправлен по назначению.

ну, и эпилог:

Еще один важный момент - из 350 экспертиз проектов своими силами госкорпорация провела лишь 100. Остальные 250 были отданы на аутсорсинг. Вы можете зайти на сайт госзакупок и посмотреть, какой бюджет выделен на каждую такую экспертизу. "Консультационные услуги по такому-то проекту" - бюджет 8 млн. руб. Еще по одному проекту - 15 млн. руб.

Ну, здесь возражать бессмыссленно. Эти цифры тупо выдуманы. Взяты с потолка. 350 экспертиз Роснано. Хаха. За время существования ГК, через экспертизы разного уровня прошло порядка тысячи проектов. Большая часть из этой тысячи отсеяна на стадии НТЭ (научно-техническая экспертиза) - эта экспертиза обходится относительно недорого, не более 100 тыс. руб. Для нескольких сотен проектов, прошедших НТЭ, были проведены также ПТЭ (производственно-технологическая) и ПЭ (патентная) - каждая десятки-сотни тысяч рублей. При успехе на НТС, уже начинаются дорогие рыночные экспертизы - маркетинговая, оценка активов, due diligence... Так как мы оптовый заказчик, мы выжимаем из исполнителей максимально низкие цены на эти услуги - у нас для этого есть полностью прозрачная система B2B. Не буду утверждать, что это исключает возможность откатов и прочих недобросовестных дел, но уж точно максимально их затрудняет и сводит к минимуму. Уже после одобрения на НС (наблюдательный совет - одобрены порядка сотни проектов), запускается юридическое структурирование сделки - самая дорогая из экспертиз. Дорогая, потому что грамотное структурирование позволяет обезопасить сотни миллионов и миллиарды вложенных рублей, такие услуги не могут стоить дешево. Опять же, на эти экспертизы мы получаем максимально низкие на рынке ставки - компаниям выгодно работать с таким крупным клиентом, как Роснано. 

И уж точно какая-либо одна экспертиза по какому-либо инвестиционному проекту не может нам обойтись в 8-15 млн. руб. - это превышает бюджет, выделяемый на все экспертизы по каждому проекту. Обычно, по одному проекту, в зависимости от его размера и сложности, стоимость всех экспертиз составляет 5-7 млн. руб.

Эти деньги потом возмещаются из проектной компании (в тех случаях, когда это технически осуществимо).

Надеюсь, я не зря потратил время на разбор маловнятной критики двух некомпетентных предвзятых товарищей - все-таки должно быть какое-то противодействие столь невежественному охаиванию хорошей в целом структуры. У нас полно недостатков, и критики может набраться вагон, это факт. Но критика все же должна быть конструктивна и обоснована.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author