Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Музей железнодорожной техники на Рижском вокзале [06 октября 2010]



Недавно посетил Музей железнодорожной техники на Рижском вокзале. Под открытым небом здесь представлено несколько десятков паровозов, локомотивов и других образцов железнодорожного транспорта. Проходя мимо могучих паровозов понимаешь, что это не просто котлы с паром на колёсах, это настоящие "живые организмы" и свидетели времени.
Далее 39 фотозарисовок с краткой информацией об экспонатах (взята из сопроводительных табличек музея).
Приятного просмотра!




01. Паровоз ОВ 841
Паровозы серии «О» («Основной грузовой паровоз») строились с 1897 по 1929 гг. на всех паровозостроительных заводах России. Всего выпущено 9129 паровозов «О» разных индексов. Эксплуатировались до 1960-х гг.
Паровоз ОВ 841 построен в 1903 г. на Брянском машиностроительном заводе. Работал на Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороге, на Рязано-Уральской, Юго-Восточной и других железных дорогах.
Является памятником науки и техники Российской Федерации 1-й категории.



02.



03.



04.



05. Как управлять такой штуковиной? :-)



06.



07. Боевые «раны»...



08. ...заделаны не все - откуда-то капала вода



09. Паровоз ЭМ 740-57
Грузовые паровозы серии «Э» строились с 1912 по 1957 гг. на всех отечественных паровозостроительных заводах и заводах других стран. Всего выпущено более 11000 паровозов «Э» различных индексов. По численности и продолжительности постройки представляют мировой рекорд. Работали до 1980-х гг. Во время Великой отечественной войны эти паровозы обеспечили большинство фронтовых перевозок.
Паровоз ЭМ 740-57 («модернизированный») построен на Харьковском паровозостроительном заводе в 1935 г.
Работал на Ташкентской, Московско-Рязанской и Московской железных дорогах.



10. Паровоз ФД 21-3125
Паровозы серии «ФД» («Феликс Дзержинский») разработаны в 1930 г. на основе мирового опыта локомотивостроения и являлись самыми мощными серийными грузовыми паровозами в Европе. Локомотив сталинской эпохи, символ своего времени. Строились с 1931 по 1941 гг. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Всего выпущено 3211 паровозов серии «ФД». Работали с тяжёлыми товарными поездами на основных грузонапряжённых магистралях до 1960-х гг.
Паровоз ФД 21-3125 построен в 1941 г., работал на Свердловской, Южно-Уральской и Московско-Киевской железных дорогах.
Является памятником науки и техники Российской Федерации 1-й категории.



11.



12. Паровоз СО17-2211
Серия грузовых паровозов «СО» («Серго Орджоникидзе») создана для средних нагрузок и работы на линиях с лёгкими рельсами. Строились с 1934 по 1951 гг. на Харьковском, Брянском, Ворошиловградском, Красноярском и Улан-Удэнском паровозостроительных заводах. Всего выпушено 3049 паровозов «СО».
Паровоз СО17-2211 построен на Ворошиловградском заводе в 1947 г. Работал на Северо-Донецкой, Южной и Московской железных дорогах до 1964 г.



13. Паровоз ТЭ-5415
Паровоз серии «ТЭ» («Трофейный эквивалентный») был разработан в Германии во время Второй мировой войны как военный локомотив. В 1942-1944 гг. строился многими заводами Европы. Всего выпущено более 6700 таких паровозов. После войны около 2000 паровозов «ТЭ» работало в западных областях СССР как грузовые, иногда как пассажирские локомотивы.
Паровоз ТЭ-5415 построен в 1943 г. на заводе «Фердинанд Шихау» в польском городе Эльблонге. В СССР поступил в качестве трофейного. Работал на Литовской, Балтийской и Московской железных дорогах.



14. Паровоз ЕА-2450
Паровозы серии «ЕА» («американский») поставлялись с СССР из США по ленд-лизу в 1944-1947 гг. (всего 2047 паровозов серии «ЕА» и «ЕМ»). Работали в грузовом движении на многих дорогах, например, на Московско-Киевской в 1944-1949 гг. По мере поступления паровозов «Л» и «ЭР» перемещались в Сибирь и на Дальний Восток.
Паровоз ЕА-2450 построен в 1944 г. На заводе Балдвина в Филадельфии (США). Работал на Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах.



15.



16. Паровоз П-0001
Первый экземпляр послевоенных мощных грузовых паровозов, разработанных на Коломенском паровозостроительном заводе в 1945 году. Паровозы серии «П» («Победа») строились до 1947 г., когда были переименованы в серию «Л» в честь главного конструктора завода Л.С. Лебедянского (включая ранее выпущенные). Всего Коломенским, Брянским и Ворошиловградским паровозостроительными заводами выпущено 4199 паровозов «Л».
Паровоз П-0001 работал на Московско-Рязанской, Северо-Кавказской и Юго-Восточной железных дорогах.



17.



18. "Подниматься на экспонаты запрещено" написано во входном билете в музей :-)



19.



20. Паровоз Л-2342
Паровозы серии «Л» (по имени Л.С. Лебедянского, главного конструктора Коломенского паровозостроительного завода) строились с 1945 по 1955 гг. на Коломенском, Брянском и Ворошиловградском заводах.
Всего выпущено 4199 паровозов «Л». Они являлись наиболее распространёнными грузовыми паровозами послевоенной отечественной постройки. Иногда использовались и в пассажирском движении. Эксплуатировались до 1980-х гг.
Паровоз Л-2342 построен на Коломенском паровозостроительном заводе в 1954 г. Работал на Южно-Уральской и Московской железных дорогах.



21. Паровоз ЭР 766-11
Последняя модификация грузовых паровозов серии «Э» («реконструированный»). Строились с 1946 по 1957 гг. для СССР на заводах Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии. Всего выпущено 2716 «ЭР». Работали на некоторых линиях до 1985 г.
Паровоз ЭР 766-11 построен в 1949 г. на заводе «Маваг» в Венгрии. Работал на Северной, Печорской, Горьковской, Московско-Курско-Донбасской и Московской железных дорогах.



22.



23. Паровоз 9П-17347
Паровоз серии «9П» (9 тип промышленного паровоза) строились с 1936 по 1957 гг. на Коломенском, Новочеркасском и Муромском заводах. Всего выпущено более 3500 паровозов «9П». Использовались на вывозной и маневровой работе в промышленности, на станциях и в депо вплоть до конца 1980-х гг.
Паровоз 9П-17347 построен в 1953 г. На Муромском заводе. Работал в локомотивном депо Рославль.



24. Паровоз ЛВ-0441
Серия наиболее совершенных грузовых паровозов «ЛВ» («Лебедянский Ворошиловградский») завершила эпоху отечественного паровозостроения. Паровозы «ЛВ» строились в 1955-1956 гг. на Ворошиловградском паровозостроительном заводе. Всего выпущено 522 паровозов «ЛВ». Работали до 1970-х гг., не исчерпав своего ресурса.
Паровоз ЛВ-0441 построен в 1956 г. Работал на Восточносибирской, Северной и Московской железных дорогах.



25.



26. Дизель-поезд Д1-538
Четырёхвагонные дизель-поезда серии «Д1» строились по заказу СССР на заводе Ганс-Маваг (Венгрия) с 1964 по 1976 гг. Выпущено более 608 поездов. Дизель-поезда работали на многих железных дорогах, на участках, не подлежащих электрификации, для замены пригородных паровых поездов.
Дизель-поезд Д1-538 был построен в 1973 г. Работал на пригородных участках Смоленского и Тульского отделений Московской железной дороги.



27. Электропоезд-экспресс ЭР200
Первый отечественный скоростной электропоезд серии «ЭР200» создавался в 1965-1974 гг. на Рижском вагоностроительном заводе. В нём впервые были применены такие технологические новинки, как кузова из лёгких алюминиевых сплавов, аэродинамическая форма головных вагонов, подвагонные фальшборта. Вагоны снабжены мягкими сиденьями самолётного типа. Электропоезд ЭР200 состоял из 14 вагонов – двух головных и двенадцати моторных. Головные вагоны бизнес-класса на 24 места с баром. Моторные вагоны рассчитаны на 64 места.
Всего построено три таких электропоезда. С 1984 г. они регулярно использовались как экспрессы исключительно на скоростном маршруте Москва – Ленинград (Санкт-Петербург), преодолевая расстояние 650 км за 4 часа 45 минут. Первое время в ходу была одна пара поездов в неделю, позднее – каждый день. Свой последний рейс экспресс совершил в 2009 году.



28. Электропоезд ЭР9П-132
Моторвагонные электропоезда серии «ЭР9П» («Электропоезд рижский») строились с 1963 по 1975 гг. как вариант поезда переменного тока для замены электропоездов постоянного тока «ЭР1» и «ЭР2», строившихся с 1957 по 1975 гг. Поезд состоял из головных, моторных и прицепных вагонов. Всего было выпущено 331 состав поезда ЭР9П. Моторные вагоны ЭР9П строились на Рижском вагоностроительном заводе, а головные и прицепные вагоны – на Калининском вагоностроительном заводе.
Электропоезд ЭР9П-132 был построен в 1966 году. Работал на Юго-Западной железной дороге в депо Фаустов с 1966 по 1978 гг. и на Московской железной дороге в депо Брянск-Орловский с 1978 по 2004 гг. Общий пробег поезда 4 758 561 км.



29.



30.



31. Электропоезд СРЗН-11775
Трёхвагонные секции «СРЗ» («Тип Северных железных дорог, рижские»), включающие один моторный и два прицепных вагона, строились с 1952 по 1958 гг. на Рижском вагоностроительном заводе. Всего выпущено 648 секций.
Секция СРЗН-11775 с выходом на низкие платформы построена в 1958 г. Работала на Московской, Западно-Сибирской, Северной, Юго-Восточной железных дорогах.



32. Локомотивы в фотоотчёте я вниманием обделил...



33.



34. Электропоезд ЭР22-38
Электросекции «ЭР22» («Электропоезд рижский») состояли из двух моторных и двух прицепных трёхтамбурных вагонов с выходом на высокие платформы. Строились с 1964 по 1968 гг. на Рижском вагоностроительном заводе. Всего выпущено 66 секций.
Секция ЭР22-38 построена в 1968 г. Работала на Московской железной дороге (депо Нахабино и Новомосковск 1968-1991 гг.) и Южно-Уральской железной дороге.



35.



36.



37.



38.



39. Паровоз П36-0001 и пассажирский двухосный вагон с открытыми тамбурами
Паровоз П36-0001
Первый экземпляр, завершающей, наиболее совершенной серии отечественных пассажирских паровозов. Строились «П36» с 1950 по 1956 гг. на Коломенском паровозостроительном заводе. Всего выпущен 251 паровоз серии «П36». Они обслуживали самые скоростные поезда, например, экспрессы «Красная стрела» и «Россия». В восточных регионах страны работали до 1970-х годов.
Паровоз П36-0001 работал на Октябрьской, Московско-Курской, Московско-Рязанской, Восточно-Сибирской, Белорусской и Дальневосточной железных дорогах.
Пассажирский двухосный вагон с открытыми тамбурами
Построен в Венгрии на заводе Дьер в 1920-е годы. Поступил в СССР после Великой Отечественной войны как трофейный.
В последние годы использовался для хозяйственных нужд в вагонном депо Орехово-Зуево. Там же в 2004 г. Реставрирован по мотивам старинного вагона третьего класса западных стран.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author