Блог блогера (roman_moscow) wrote in lj_live,
Блог блогера
roman_moscow
lj_live

Про афро-американцев

У меня есть рабочая гипотеза (которую разделяет, в частности, hettie_lz), что "мы" -- советские и пост-советские люди -- во многом похожи на американцев, но скорее не на белых, а на чёрных. Понятное дело, что такие утверждения грешат обобщениями и неверны во многих частных случаях. Как бы то ни было, а я подготовила краткий социальный обзор этой группы американского населения, пользуясь вполне официальными и даже научными источниками. Мне кажется, что наша близость видна даже из этих сухих фактов и цифр. Но может я ошибаюсь. Буду благодарна за отклики, в частности, выражение отношения к моей рабочей гипотезе.

Афро-американцы составляют примерно 13% населения США (в натуральном исчислении это примерно 36 млн. человек). Географическое распределение по стране неравномерное: больше всего их насчитывается в южных штатах (56%); на среднем западе и северо-востоке на них приходится по 18%, а на западе страны всего 10%. Город Атланта (штат Джорджия) имеет неофициальное название «Черной Мекки» (там самый высокий процент афро-американцев, причем, многие из них живут вполне хорошо).

Больше половины афро-американцев (51,5%) являются городскими жителями (среди белых этот показатель составляет всего 21,1%); ещё 36% обитают в пригородах (тут как раз предпочитают жить белые –56,8% из них); оставшиеся 12,5% (и 22,1% белых) проживают в сельской местности.

Разделение населения США по полам не строго равномерное: на 49% мужчин приходится 51% женщин. Отдельно для афро-американцев эта разница еще больше: 48% мужчин и 52% женщин.

Многие важные социальные показатели, характеризующие афро-американцев, отличаются от общеамериканских в худшую сторону. В частности, уровень бедности почти в три раза превышает этот показатель для белых: 33,1% по сравнению с 12,2% (по данным за 2002 год; сейчас еще хуже). Уровень безработицы в два раза выше: до кризиса 11% против 5% для белых; сейчас 16% против 8% для белых (в среднем для всех 9,6%). Особенно плохо с работой для молодых: безработица среди чернокожих подростков (15 – 19 лет) колеблется от 37 до 50% (в зависимости от «где и когда»).

Треть афро-американских мужчин в возрасте от 20 до 30 лет прошли через тюрьму (включая условные сроки). Несмотря на то, что афроамериканки составляют всего 13% от женского населения страны, на них приходится половина населения женских тюрем. Частично такой перекос вызван «войной с наркотиками» (это отдельная тема).

Средняя продолжительность жизни афро-американцев на 5-7 лет короче, чем белых жителей США. Уровень насильственных смертей среди афро-американской молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет превышает этот показатель для белых сверстников в десять раз!

Пока что шли более или менее известные факты. Малоизвестно другое. Более трети афро-американцев сейчас уже относятся к среднему классу, а то и выше. В эту подгруппу входят люди образованные, профессионалы, имеющие полноценные семьи и живущие в собственных домах.

Плата за успех: многие из них испытывают так называемый би-культурный стресс: чувство вины за свои достижения, ограничения «стеклянного потолка» и изоляцию. Чем выше по карьерной лестние, тем их меньше, да и на средних уровнях они составляют меньшинство. У них маргинальный статус: белые их не принимают за своих, а черные порой отвергают, как предателей (это исторически сложилось; надо бы отдельно об этом написать).

Несмотря на то, что подавляющее большинство афрро-американцев традиционно голосует за демократов (по крайней мере начиная со времен президента Рузвельта и его «Нового курса» по выходу из «Великой депрессии» 30-х годов), у них существенно более консервативные взгляды по сравнению с демократическим мйэнстримом. В частности, в пользу однополых браков выступает 52% демократов «вообще» и только 30% чернокожих членов демократической партии. По итогам знаменитого калифорнийского референдума в 2008 году, большинство участников-демократов (64%) проголосовали за однополые браки (а точнее, против их запрета), большинство афро-американцев (70%) поддержали запрет.

Заметный контраст между убеждениями и реальностью. Так, взгляды на внебрачный секс и внебрачных детей у афро-американцев весьма консервативны, а в реальности среди них чрезвычайно высок процент семей, состоящих из одиноких матерей с детьми.

Среди американцев, старше 15 лет, в браке состоят 53,4% от общего числа и всего 33,8% афро-американцев, причем, отдельно для чернокожих женщин этот показатель ещё ниже (29,1%; скорей всего из-за асимметрии в межрасовыхбраках: пары, состоящие из чернокожего мужчины и белой женщины, встречаются гораздо чаще, чем наоборот).

По сравнению с менталитетом белых жителей США афро-американский менталитет более коллективистский и менее индивидуалистический. Среди его характеристик социальные психологи выделяют уязвимость из-за межличностных отношений, важность мнения окружающих, склоность к кооперации, взаимозависимость, соединение с природой. По контрасту, у белых больше в чести индивидуализм, уникальность, соревновательность, покорение природы (совладание с природой).

Следствие былого рабства и сегрегации: повышенная чувствительность к формальным знакам уважения (точнее, неуважения, хоть реального, хоть кажущегося) при общении. В частности, за неуважение может быть воспринято обращение просто по имени со стороны малознакомых людей. Взгляд в упор, «глаза в глаза» может быть интерпретирован как конфронтация или агрессия.

Бедность влияет на все – образование, собственное достоинство, качество и стиль жизни. В случае проблем со здоровьем, отношениями в семье, первая реакция – нежелание признать, что нужна помощь специалистов («сами разберемся»). Склонность держать секреты внутри семейной системы, чтобы не «позориться перед людьми». Недоверие к правительству и социальным службам – «большой брат» не заботится о нас, а просто хочет нас контролировать. Увлечение нетрадиционной медициной.

Сильные стороны традиционной афро-американской культуры: крепкие связи между соседями; ориентация на учебу, работу и карьерные достижения, по крайней мере в идеале; относительная гибкость в распределении семейных ролей; бытовая религиозность, вовлеченность в церковную общину, высокий авторитет священников.

Многие афро-американцы существуют не сами по себе или в рамках нуклеарной семьи, а в тесной связи с расширенной семьей, предоставляющей экономическую и эмоциональную поддержку. В частности, в случае одиноких матерей с детьми забота о последних была бы невозможна без помощи многих родственников, старших детей, близких друзей (скорей подруг), а то и соседей.

Общепринятой «по факту» считается женская роль добытчицы, кормящей семью. У части мужчин заметен мачизм, тогда как многие другие мужчины нередко спокойно выполняют традиционные женские семейные роли. Среди поведенческих черт ценится настойчивость. Многие родители стремятся воспитать в детях самоуважение, несмотря на расистские предубеждения.

Пожилые люди традиционно уважаемы, по крайней мере на словах. Дети зачастую обращаются за помощью и советом не к родителям, а к бабушкам и дедушкам. В семьях, где нет отца, роль заместителя главы (по крайней мере в принятии каждодневных решений) обычно переходит к старшему ребенку.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author