?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Дети – маленькие взрослые?
lennon
bleis wrote in lj_live

Я уже писал тут пост Взрослые –большие дети, потому мне понравилась идея сделать заголовок контрапунктом. Но если тогда я просто хотел попросить вас вспомнить светлые моменты детства, то сегодня намерен поднять довольно серьезную тему и мне нужна ваша помощь. Я как обычно оказался в ситуации, когда я хорошо знаю как не надо, но не знаю как надо.

            Как вы думаете, в чем самый большой нереализованный потенциал человечества?  Кто-то скажет в освоении космоса. Возможно и так, я в этой теме дилетант. Кто-то скажет в технологии и будет по-своему прав.  Мне кажется, что самый большой потенциал  - в области воспитания наших детей. Не то что бы дело здесь обстоит совсем плохо, нет. Я верю в то, что мы чем-то лучше наших родителей, а наши дети будут лучше нас. Но маргинально, на чуть-чуть. А должны быть намного. Лучше, тоньше, счастливее. Человечество живет уже Бог знает сколько лет, а заметного прогресса в этой области как-то не наблюдалось. И, думается, я знаю одну из причин этого (правда, я пришел к ней изначально анализируя взаимоотношения Начальник – Подчиненный) . Позвольте коротко изложить ее

           

Начну с идеи родительского программирования, описанной Эриком Берном (“Игры, в которые играют люди”, “Люди, которые играют в игры”).  Берн пытался описать человеческие взаимоотношения исходя из идеи, что наше Эго может находиться в трех состояниях – Родитель, Ребенок и Взрослый. Мне кажется, что их можно вообще не вводить ибо первична сама модель взаимодействия, а не состояния Эго.  Разных моделей всего две – вертикальная (Родитель – Ребенок) и горизонтальная  (Взрослый-Взрослый). При этом Родитель и Ребенок – две крайности одной и той же сущности.

Вертикальная модель основана на неравенстве (физическом, социальном) и доминации, а горизонтальная - на равенстве. Первая приводит к состоянию внутренней несвободы (как у доминирующего так и у доминируемого), насилию, принуждению и, в конечном счете, является контрпродуктивной. Вторая, наоборот, к осознанию свободы и является основой для роста личности.

            Тем не менее, с самого детства жизнь навязывает нам именно вертикальную модель. Достаточно посмотреть на процесс воспитания детей. Целью его является социализация - умение жить в обществе равных. Парадокс в том, что зачастую мы достигаем в этом процессе совершенно обратного результата.Беда в тех средствах, которыми мы пользуемся. Вся система воспитания основана на вертикальной модели  (родитель – ребенок, учитель-ученик). Мы заставляем маленького человека выучить кучу различных правил, но при этом намертво впаиваем в его психику вертикальную модель взаимодействия. И всю оставшуюся жизнь ему придется гармонизировать собственную личность, переходя к горзонтальной. С некоторыми это (раньше или позже) произойдет, а с некоторыми не случится вообще никогда.

            Я хочу научиться общаться со в своим детьми, как с взрослыми. Но объяснить маленькому человеку,  зачем нужно что-то делать или не делать подчас очень трудно. Но когда возникает желание применить “административный ресурс” (использовать приказной тон, повысить голос или отказать в чем –то без объяснений) я вспоминаю другую картинку…
Насилие есть последнее прибежище некомпетентности.  Тем более что в случае с детьми вы воруете не только у себя. Даже не только у них. Еще у внуков и правнуков, которые вообще ни в чем не виноваты.

 

Самый главный вопрос – как научить маленького человека уважать себя, как сделать так, чтоб общение происходило на равных? Вопрос важный (по крайней мере для меня) и я обращаюсь ко всем, не только к родителям и психологам. Ведь все мы когда-то были (и остаемся!) детьми.  Поделитесь источниками, идеями или просто жизненными   историями. Хотя самое большое, чем я смогу вас отблагодарить –это просто сказать “CПАСИБО”.





Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.