bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Випассана

Многие спрашивают меня, как я съездила на випассану, какие у меня остались впечатления, и что я для себя почерпнула из этого курса. Чтобы не отвечать всем десять раз одно и то же, я решила написать этот пост.




Что такое вообще випассана. Как известно, в буддизме есть три пути к Освобождению и Просветлению. Каждый человек принимает тот, который ближе его складу ума и качествам характера. Все пути начинаются с общего начала – принятия прибежища в трёх драгоценностях (или четырёх, если это ламаизм), настроя Бодхисаттвы (т.е. желания развиваться на благо всех существ, а не для собственной выгоды) и принятия нравственных основ (в курсе, который мы проходили, т.е. в традиции, которую преподает С.Н.Гоенка, это называется шила) . Первый путь – это тантризм, второй – гуру-йога, и третий – путь глубокого видения, или випассана.

Путь, по которому идут йоги випассаны, состоит из трёх составляющих: шила, самадхи и панья. Шила – это нравственное поведение, включающее в себя предписания о непричинении вреда с помощью тела, речи или ума (такие как не убивать, не воровать, не лгать, не принимать интоксиканты и не иметь неправильное сексуальное поведение). Самадхи – это состояние успокоения ума, которое достигается в данной технике путём медитации анапана, т.е. созерцанием дыхания и ощущений у кончика носа. Панья – это мудрость об иллюзорности всего, достигаемая с помощью развития осознанности и уравновешенности путём практики медитации випассана и как следствие понимания закона непостоянства аничча.

Десять дней (если быть точным - двенадцать) на курсе создаются все условия для того, чтобы полностью соблюдать шилу. Первое правило шилы – не убивать, поэтому на завтрак нам все дни давали овсянку с сухофруктами и орехами, на обед овощные супы и кашу, а на полдник – одно яблоко/один банан и чай. Старые студенты вообще не полдничали. Ужина не было совсем. Поскольку мой главный грех – это чревоугодие, и я с конца переходного возраста стабильно принимаю прибежище в еде, я все дни курса думала о вкуснейших блюдах, которые я приготовлю себе по приезду домой. Я чувствовала их запах, вкус, мысленно добавляла специй или гиперболизировала свои желания до миллионов тортов наполеон и литров кока колы. Пока же я хомячила: утренние печеньки и сухарики я прятала в карман и ела их на полдник за чаем. И вот что я вам скажу – по приезду никакая еда не оказалась такой вкусной, как единственное кислое яблоко на полдник и сладкая глазурь на сухариках с изюмом. Полдник был моим любимым временем на курсе.
Принцип не убивать не так легко соблюсти как кажется. Например, попробуй сдержаться, когда вокруг тебя летает штуки три голодных комара! Но во время курса осознанность растёт, и рука на комара не поднимается автоматически, а если ты успел задуматься, то и не убил его машинально.
Следующий принцип – не лгать. Поскольку не лгать в жизни очень сложно, да и вообще, слова сами по себе ложь и обман, это Витгенштейн правильно заметил, на курсе принято благородное молчание. Нельзя ни с кем никак общаться, даже жестами, и прикасаться друг к другу тоже нельзя. Поэтому ум начинается разговаривать сам с собой, а потом с насекомыми вокруг, с цветами, даже с неодушевленными предметами. Поверьте, гораздо лучше, когда вы вслух разговариваете с севшей вам на руку стрекозой, чем когда внутри вас разговаривает сам с собой ваш ум. Потому что он там не сам с собой. Их там много. И они все друг с другом разговаривают, и получается полный Хармс. В первый день я чуть не сошла с ума, вслушиваясь в этот неконтролируемый, бессвязный и нелепый диалог в моей голове. Записи делать не позволялось, но на третий день я не выдержала, открыла тетрадку и записала «Ум – генератор бессвязного неконтролируемого бреда. Ум это сон. Логика суждений существует только при концентрации, очень короткий промежуток времени, в зависимости от навыка сосредоточения». Людям с неврозами и другими расстройствами психики этот курс противопоказан уже из-за одного благородного молчания. Даже мне иногда хотелось схватиться за голову и побежать с криками «ааааа!!! Выключите это! Выключите голоса в моей голове!» Но когда ум постепенно успокоился, я осознала, что техника работает. Если бы мне не пришлось молчать, я бы не услышала эту полифонию в своей голове. Если бы не техника анапаны, ум никогда бы не успокоился.
Не воровать – вроде бы самое лёгкое правило. Ну, кто же ворует, в самом-то деле! Это не такой распространенный порок. Но, оказывается – воруют, в мелочах, и неосознанно. Все грехи люди совершают неосознанно! Не в том смысле, что руки делают, а голова удивляется «куда это потянулись мои руки?», а в том, что голова думает, руки делают, но всё происходит полуавтоматически, когда ты уже стоишь с бананом для старых студентов в руке, ты понимаешь, что тебе не положено было его брать. Остается только сказать «бля! Я ведь должна не брать чужого!» и положить банан на место, если только ты уже не начала его так же неосознанно есть.
Принимать интоксиканты на курсе вряд ли удастся, даже если пронести их с собой, времени для этого просто не будет, да и запалят. Но курс действительно способен избавить вас от многих вредных привычек, от которых вы безуспешно пытались избавиться многие годы. Всё опять же из-за развития способности осознавания. Если ты начинаешь понимать, что ты делаешь в данную минуту и что ощущаешь по этому поводу, то у тебя есть возможность вспомнить о твоем намерении и не курить, не пить, не кусать губы, не грызть ногти и многое другое.
Неправильное сексуальное поведение можно трактовать по-разному. Можно как Лама Оле: делай все что хочешь, главное чтобы не причинять этим никому ни моральный, ни материальный вред. Если твоя жена не против свободных отношений, а твоя любовница знает о жене и тоже не против, то спи хоть каждый день с новой женщиной. Но есть чёткие и традиционные определения правильного и неправильного сексуального поведения в буддизме, которые пришли, как мне думается, из ведической традиции. Будда, который Гаутама, и который дал шилу, он ведь был из семьи индуистов, живущих по ведической традиции. Так что похоть, измены, разврат, оральный и анальный секс и онанизм – это неправильное сексуальное поведение. На курсе, во избежание видимо соблазнов, соблюдается разделение мужчин и женщин. В лагере Электроник под Черниговом, где проходил мой курс, мужчины и женщины встречались только на опасном перекрестке по пути в душ :). Но мысли о сексе всё равно приходили часто и отвлекали от практики. И уж конечно сны о сексе. Замечательный есть фильм Самсара на эту тему. Даже если будешь медитировать в пещере три года подряд, то никто не избавит тебя от влечения и снов о сексе. Такова человеческая природа. Но многие люди думают, что если убрать похоть из секса, то в нём ничего кроме ханжества не останется. Они представляют себе тоскливую картину праведного католического секса: женщина накрывается простынёй с дыркой, а сверху ложится мужчина и в эту самую дырку того. Ужасная картина, но на деле секс, исполненный любви, а не похоти, приводит к гораздо сильнейшим переживаниям, и не только физиологическим, а каким-то глубинным, дофизиологическим. Это совершенно отдельная тема, не буду её здесь поднимать. Но скажу только, что курс дал мне новое понимание сексуальности и секса.

Теперь о собственно практике. Практическая часть делится на три ступени.
Первая ступень – это медитация анапана, которую практикуют первые три с половиной дня. Это практика успокоения ума. Мы, говоря словами привычных мне медитаций Кагью, «сосредотачиваем внимание на дыхании у кончика носа и позволяем мыслям и чувствам появляться и исчезать. Мы не оцениваем их». Ум всё время отвлекается. Тут всё зависит от вашего прошлого опыта медитаций и концентрации. Но несмотря на мой опыт, в первый день ум вообще сошёл с катушек и превратился в полифонию, причем каждый его голос, или вернее обрывки голосов несли какую-то чернуху, мясо и жесть. На тему что я здесь делаю и зачем. Только с мясом. Все вокруг были уродами, условия говно, техника говно, учитель говно и так далее. К третьему дню ум окончательно затих, как будто я провела сеанс экзорцизма и изгнала демонов. Это было очень неожиданно и приятно. Ум погрузился в тишину, и если говорил, то один, сама с собой, одним голосом, от имени одной личности, то есть меня. Помни, Яхве рассказывал, что когда писатель-джанки Уильям Берроуз убил свою жену, суд его оправдал, признав, что в нем живет 12 или сколько-то там личностей, и только одна из них людит женщин, остальные же гомосексуалисты. Т.е. фактически признал его шизофреником. Я тогда не могла в это поверить, как так, что значит 12 личностей?! А теперь очень хорошо поняла. Не поняла я только, каким образом осталась именно эта одна личность, ведь все остальные тоже были мной!!!
Во второй половине четвёртого дня (но до полдника:)) дали передачу на випассану. В общих чертах смысл техники в наблюдении реальности внутри себя на уровне ощущений, Потому что только эту реальность мы можем наблюдать объективно. При этом мы должны осознать аничча, т.е. закон природы, который заключается в постоянном изменении. А раз «всё течёт, всё меняется», то ничего реального, в смысле постоянного, или стабильного, как обещает наш Президент, нет. Но на интеллектуальном уровне это понимание не работает, можно всю жизнь читать одного Екклезиаста, но там и не испытать инсайд по этому поводу. А техника випассаны работает с реальностью нашего тела, поэтому инсайд рано или поздно, очень постепенно, должен возникнуть. Работая по этому принципу, человек развивает в себе уравновешенность. Когда он понимает природу аничча, он учится не раегировать на ощущения, потому что они все равно пройдут рано или поздно, хорошие и плохие. Вся система базируется на основном предположении о том, что структура человеческой психики состоит из четырёх последовательных частей: сознания, восприятия, ощущения и реагирования на ощущения. Реагируя определенном образом на приятные/неприятные ощущения, мы создаём импринты, подсознательные привычки реагировать на схожие ситуации/ощущения, и потом реагируем неосознанно, на уровне этих импринтов. Смысл в том, чтобы выиграть себе время с помощью развития осознанности и не реагировать сразу, бессознательно. Второй смысл в том, что техника чистит человека от этих импринтов и не дает создавать новые. Вообщем, это такое стирание личной истории, или юнгианский психоанализ, где вы актуализируете архетип Тени и комплексы и работаете с ними.
Что я могу сказать. В теории это всё понятно, логично и приемлемо. Более того, это даже доказано психоанализом. Но как мы выяснили, теоретическое, интеллектуальное понимание не поможет. На практике 7 дней курса мало, чтобы сказать, работает техника или нет. Может быть какие-то явные импринты она уберёт, потому что благородная тишина и постоянное наблюдение позволяют вам актуализировать какие-то старые травмы или истинные причины того или иного вашего поведения. Но насколько это работает в целом, можно сказать только спустя время. Ради научного эксперимента, а еще больше ради того, что я всегда именно этого в буддизме и искала, я буду практиковать випассану длительное время и посмотрю, действительно ли эта техника способна очистить Авгиевы конюшни моего обусловленного комплексами бессознательного. Потому что делать такие выводы из опыта других я не могу, это ещё сам Гаутама Будда говорил: ничего не принимайте на веру, всё проверяйте на собственном опыте.
Итак, на курсе вы практикуете випассану, точнее, курс этот призван научить вас правильно практиковать. В принципе, если подходить объективно, не обязательно ехать на курс, чтобы практиковать випассану. Там нет Ламы, который даст вам благословение, нет прямых передач (лунги и ванги в записи, даже транслируемые онлайн, не работают) и даже нет долгих бесед с помощником учителя, а вечерине лекции можно послушать в записи и дома. Но вместе с тем, чтобы научиться правильно практиковать, надо ехать на курс. Во-первых, потому что там созданы условия для практики, такие, каких вы даже дома в деревне не создадите. Дома в деревне вам по крайней мере придётся себе готовить или мыть за собой унитаз. А здесь вас полностью избавляют от всего, что отвлекало бы от практики. Далее, дома в деревне вы сможете выбирать, что есть, и включать ли вам мобильный. Там же у вас все отбирают и помогают вам сдерживаться. Вы привыкаете получать то, что дают, и не требовать большего. Вообщем, десять дней вы ведете монашеский образ жизни, и при этом постоянно слушаете объяснения по практике, ну и можете подойти к помощнику учителя и задать ему вопрос. Короче, приобрести навык медитации випассана можно только на ритрите.
Кроме того, очень важный элемент курса – это развитие адиттаны, твёрдого намерения. Сила воли обычного человека достигает максимум 3 баллов по шкале от 1 до 10. И как бы вы не обещали себе, что будете делать то и не будете делать это, ваш спекулятивный ум найдёт способ уговорить вас не делать того и делать это. У Норбекова в книжке про то, как восстановить зрение, есть хороший пассаж на эту тему. Чтобы знать, поможет ли вам моя методика, сделайте тест – говорит Норбеков, - Поднимите руки в стороны параллельно полу и простойте так 10 минут. Если сможете, то вы обязательо восстановите зрение. Казалось бы, какая связь? Но возможно достоять максимум до 7 минуты, а потом вы переворачивает естраницу, и там написано слово в слово, что говрил вам ваш ум, чтобы вы опустили руки))) Слово в слово, и в той же последовательности! Сила воли обычного человека очень слаба, а аргументы спекулятивного ума одинаковы у всех, и тем не менее он оказывается сильнее.
Так вот, на курсе три часа в день в течение утренней, дневной и вечерней медитации мы принимаем адиттану что будем сидеть неподвижно и не открывая глаз. Это ЖЕСТЬ, господа!!!!! Спина и ноги болят настолько сильно, что вам не передать словами. Я представляла себя ведьмой, которую сжигают на костре, и у которой нет выбора, как только терпеть, потому что малейшее движение приносит еще большую боль, и остается только ждать, когда сознание отрубится от боли и ты сгоришь. Но ведьме легче, потому что мое сознание не отрубится от боли, и у меня есть выбор – нарушить адиттану и пошевелиться. Моя сила воли достигает максимум 1 балла по шкале от 1 до 10. Но я выдержала все медитации! И с каждой новой медитацией боль уходила, ноги теперь не болят совсем, а спина болит незначительно, точнее, она болит сильно, но я научилась абстрагироваться от боли, раскладывать её на составные части и не реагировать. Как говорил чудесный мальчик в Матрице, ложки не существует. Думаю, если бы нас попросили соблюдать адиттану и дома, когда мы будем практиковать, то через год я смогла бы ходить по углям.
На десятый день нам дали передачу на медитацию Метта-Бахвана. Смысл в том, что осле каждой успешной медитации ты должен желать всем счастья. На пали это звучит как Бхавату Савва Мангалам, пусть все существа будут счастливы. Опять же, это очищающая техника, и присутствует она во всех традициях. Когда мы посылаем существам вибрации любви и сострадания, мы сами должны быть ими наполнены. А когда мы ими наполнены, нам хорошо и спокойно. Никакой магии, даже некая меркантильность. Чем больше счастья я пожелаю, тем больше его у меня останется. А чем больше говна ты желаешь, соответственно, тем больше говна в тебе остается плавать. Так что, я желаю вам всем любви, счастья и гармонии, процветайте, очищайте ум, приумножайте заслуги, избавляйтесь от стереотипов и пребывайте в гармонии!!!
С искренне меркантильными соображениями, ваша Света.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author