Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Мысли о цветовом пространстве и колористике. Часть II

Продолжение, начало тут.
А вот в этом, опять-таки нентересном, псте будут ссылки на источники. И картинки тоже будут.
 Почему вообще возникла необходимость математического описания цвета? Ну, помимо праздного любопытства, желания получить какую-нибудь премию или грант и в очередной раз доказать, что математика это средство для описания всего. Жили же как-то тысячелетиями без всех этих математических моделей и никто от этого точно не умер.
 Во первых, в начале ХХ века с его мать-его-итить массовым производством возникла потребность в воспроизводимости результата. Что невозможно без каких-то критериев "проходит-не проходит" оценить качество результата.
 Во вторых, с появлением цифровых носителей возникла необходимость более-менее адекватного перевода их в аналоговые и наоборот. В чём же проблема? Как вижу, так пою. А вот не получается. А чтоб разобраться почему, для начала разберёмся со страшным словосочетанием "типы цветосмешения" и не менее страшными словами "аддиция" и "субтракция".
 Типов цветосмешения всего два (на данный момент, мало ли что придумают лет так через 100). До ХХ века человек имел дело в основном с субтрактивным типом цветосмешения: когда три простых цвета при смешении теоретически давали чёрный, на практике обычно получался грязно-серый или коричневый. Его ещё называют "методом вычитания".
 Что. как и почему: цвет имеет корпускулярно-волновую природу. Наш глаз устроен так, что видит отражённые корпускулы, а поглощённый не видит. Итого: чем больше отражённых корпускул разных спектров-цветов --- тем белее объект. Чем меньше отражено и больше поглощено --- тем чернее. Чем больше отражено корпускул с определённой длинной волны, тем соответственно желтее, зеленее или краснее мы ощущаем цвет предмета. При субтрактивном цветосмешении трёх простых цветов все корпускулы более-менее перекрываются. И получаем в теории чёрный (всё поглотилось), а на практике серый или коричневатый, так как идеальных по отражаемости/поглощаемости пигментов не существует, как и сферического коня в вакууме. В полиграфии такой тип гордо именуется CMYKом или полноцветной печатью --- когда цвет получается путём мозаичного сочетания голубых, краплачных/пурпуровых, жёлтых и чёрных точек (я уже писала, что иначе нормальный чёрный мы не получим). --- а в случае использования смесевых цветов (когда не точками, а в баночке что-нибудь намешали, тот же зелёный например, и запечатали бумагу этой смесью) не менее гордо пантонами.
 С аддитивным типом цветосмешения мы имеем дело каждый раз, когда смотрим телевизор. Ну или в монитор пялимся. Ещё этот тип цветообразования можно назвать "методом сложения". В этом случае при наложении друг на друга трёх простых цветов мы получаем белый. И в любом графическом редакторе это будет гордо именоваться RGB. Что какого цвета ясно и так ))). Характерно для активных источников света. 100% света===белый, 0% света===чёрный.
 Как видно, это принципиально разные типы и перевод одного в другой весьма проблематичен без какого-то буфера, транзитной станции ну или как это ещё назвать. А переводить надо...
 Работы над разработкой и описанием цветового пространства велись с 1931 года. В 1976 году была разработана система цветового пространства Cie L*a*b*, которой, с небольшими поправками, пользуются все. Подробнее про неё можно прочитать тут.
 Теперь коротенечко про L, a, b.
L --- светлота. Где 100==белый, 0==чёрный. В реальности специальная эталонная бумага имеет координаты по L=97.5, обычная бумага L=93.7...95.7. Чёрный имеет координаты L=5...7.
а --- изменение от зелёного к красному, где +а --- красный, и чем выше значение, тем краснее, -а --- зелёный, и чем ниже значение, тем зеленее.
b --- изменение от жёлтого к синему, где +b --- жёлтый, -b --- синий.
 А теперь наглядные картинки с цветовым телом вообще и сечением того тела в частности.


 Подробнее полюбоваться и прочитать можно тут. Про CMYK и RGB вот тут. Осталось выяснить для чего нам это щастье нужно и как им вообще пользуются на практике колористы. Но это уже (о ужас-ужас-ужас) в следующей части.

 Посещение парикмахерской и варка варенья тоже стимулирует мыслительный процесс
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author