Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Андре Ланской





"Цвет имеет тенденцию разрушать форму" А. Ланской



Андрей Ланской родился 31 марта (13 апреля по н.ст.) 1902 г. в Москве в семье графа Михаила Михайловича Ланского и его второй супруги Варвары Васильевны Парусиновой. В 1908 семья переехала в Санкт-Петербург. Андрей был зачислен в Пажеский корпус, где проучился только год, а потом закончил шестигодичный курс обучения в частном лицее. С ранних лет Ланской проявлял интерес к цвету, увлекался русским фольклором, ярмарочными представлениями, работы известного художника и декоратора Сергея Судейкина, оказали огромное влияние на его творчество.

После революции 1917 года Ланской переехал в Киев, где в мастерской Александры Экстер создал свои первые акварели и гуаши. В 1919 он вступил добровольцем в Белую армию, участвовал в военных действиях на Украине. В 1920 через Константинополь уехал в Берлин, где присодинился к родителям.

С приездом в Париж в 1921 году начинается карьера Ланского-художника. Поселившись в одном из очагов русской эмиграции – квартале Монпарнас, он поступает в академию "Гранд Шомьер", одновременно посещает мастерскую Сергея Судейкина. Именно поэтому первая выставка Ланского совместно с группой русских художников "Удар" (Соня Делоне, Хаим Сутин, Осип Цадкин и др.) в парижской галерее "Ликорн" проходит под знаком художественных устремлений Судейкина. Этот период в творчестве молодого художника отмечен примитивистской трактовкой сюжетов в сочетании с яркостью красок.






Уже в следующем году на Осеннем салоне Ланского заметил критик, коллекционер и ценитель нового искусства Вильгельм Удэ, помог заключить контракт с галереей H.Bing. Одна за одной следовали персональные выставки, совместные экспозиции, в том числе с Пуни, Шагалом и Терешковичем. Сложился постоянный круг покупателей.

В конце 1930-х – начале 1940-х годов в творчестве Ланского происходит переход от примитивистского фовизма к новой форме искусства, полуфигуративности на грани абстракции. Ланской пытается освободиться от объекта, следуя по стопам Кандинского и Пауля Клее. Фигуративные элементы постепенно разлагаются на геометрические формы, появляются абстрактные элементы, обозначенные цветовыми пятнами. Приступая к абстракции, мастер выбирает гуашь, более гибкую и непосредственную технику, чем масло. Цвет становится единственным объектом и сюжетом картин художника.





В дальнейшем в его творчестве все чаще встречаются взрывы цвета, брызги, вихри. Но даже в этой вселенной, существующей в мириадах многоцветных граней, даже в произведениях безусловно абстрактных, можно различить элементы фигуративности.




















Художник постоянно расширял поле своей творческой деятельности. Он создал целый ряд разноцветных ковров (в частности, ковер для теплохода "Франция" (1958), иллюстрировал книги ("Кортеж" Пьера Лекюира (1959), совершенствовал технику коллажа, работал над мозаиками (Факультет Наук в Рене (1974). В 1966 году, иллюстрируя Книгу Бытия, Ланской добивается единства текста и иллюстрации, сам выписывая библейский текст разными красками. Сорок пять сохранившихся оригинальных гуашей образуют впечатляющий ансамбль. Двадцать четыре из них были изданы в альбоме литографий "Бытие".В конце 1960-х Ланской приступил к реализации своего давнего замысла – созданию иллюстраций к гоголевским "Запискам сумасшедшего", однако смерть помешала ему закончить эту работу.










В отличие от Сталя или Полякова, Ланской не оставил после себя семьи, которая заботилась бы о его работах.

P.S. Граф Сергей Степанович Ланской (прадед Андре) скончался 26 января 1862 г., оставив от брака с княжною Варварой Ивановною Одоевскою (1845 г.) семеро детей, а именно:
1) Наталью Сергеевну (род. 1813 г.) — за генералом от кавалерии Ст. Вас. Перфильевым;
2) полковника графа Степана Сергеевича (род. 1814 г.);
3) графиню Варвару Сергеевну, фрейлину;
4) графа Александра Сергеевича (род. 1822 г., 1866 г.);
5) графиню Прасковью Сергеевну (род. 1826 г.);
6) графиню Настасью Сергеевну, бывшую за бароном П. С. Вревским ( ? http://schwarzze.livejournal.com/203699.html?thread=772019#t772019)
7) графа Михаила Сергеевича (род. 1832 года).

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author