Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Авантюристы духа. Художник Надя Леже.


Надя Леже. Автопортрет.

Нынешний год - год франко-русской дружбы, и поэтому мы часто вспоминаем сейчас людей, причастных к обеим культурам, среди которых русские жёны французских поэтов и художников занимают далеко не последнее место. Надя Леже (Надежда Петровна Ходасевич) родилась в... К сожалению, точная дата рождения художницы до сих пор неизвестна. Даже по году рождения есть расхождения в источниках, наиболее популярные даты - 1902 и 1904 годы. Зато доподлинно известно, что родилась Надя в ноябре. Но это - нормальное явление для женщин, склонных "убавлять" себе годы и мистифицировать таким образом окружающих. Меня это мало удивляет, потому что, например, моя мама "придумала" себе не только год рождения, но и месяц, и даже день. И всё это категорически расходилось с паспортными данными.


Фернан Леже. Портрет Нади.

Маленькая Надя почему-то была уверена в том, что все настоящие художники живут в Лувре. Оказаться среди них стало её самой заветной мечтой, которая спустя некоторое время сбылась. Пёстрая биография Надежды, ставшей французской коммунисткой и участницей Движения Сопротивления, показывает, что что коммунизм не был чисто русской или еврейской выдумкой. Последние очень хотели стать первыми, и интернациональный пролетариат постоянно пополнял выходцами из бедных слоёв населения ряды коммунистов и социалистов. Франция не была исключением. О чём мы говорим, если коммунистом был даже великий Пабло Пикассо! Принадлежность к партии Мориса Тореза очень помогда Надежде, уже после смерти своего мужа Фернана Леже, стать своеобразным культурным послом хрущёвской оттепели.

Когда мы говорим "авангард", мы обычно подразумеваем рафинированное искусство интеллигенции. Парадокс заключается в том, что на заре ХХ века авангардное искусство было пролетарским и революционным. Затем, в Советском Союзе, авангардистов обвинили в "формализме", а единственно правильным течением в искусстве был объявлен социалистический реализм.


Фернан Леже, "Женщина с двумя хрюшками".

На Западе же авангард продолжал развиваться по-прежнему, и никто не пытался девальвировать его ценность. Можно только восхищаться мужеством Нади Леже, организовавшей в самом центре Москвы, в музее изобразительных искусств им. Пушкина, выставку авангардных работ Фернана Леже. Один зал Надежда Петровна заполнила своими работами, а ещё один - работами своего гражданского мужа художника Жоржа Бокье. Ирина Антонова, директор музея, вспоминает, что Надежда Леже каждый день приходила на выставку в новой норковой шубе. Всё это немного шокировало наших сограждан и плохо вязалось с пролетарским происхождением самой Надежды. Но она объяснила такой "эксгибиционизм" тем, что, видя её роскошные туалеты, люди подумают о том, как хорошо продаются картины её покойного мужа, и это сразу повысит им цену. Как видим, элементы пиара были не чужды Надежде Петровне. Но она вообще всегда хорошо одевалась и брала "шефство" над нашими артистами и писателями, приезжавшими во Францию, заботилась, чтобы они тоже выглядели достойно на фоне западных коллег.


Пикассо, Фернан и Надя Леже, из архива Александра Розенблюма.

Широта души этой женщины поражала. Она подарила своей исторической родине не только множество своих мозаик и работ мужа, но и около 2000 факсимильных копий величайших произведений мирового искусства из французских музеев. К сожалению, благодаря нашему разгильдяйству, многие из этих работ были утеряны или разворованы, и сейчас правнучка Нади Леже Натали Самойлова, пианистка, искусствовед, наследница не только Надежды Петровны, но и великой русской династии актёров Самойловых, пытается найти эти утерянные семейные реликвии.


Надя Леже, портрет Льва Толстого. Выставка в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author