С Днем учителя!
Поздравляю всех своих коллег - преподавателей с нашим профессиональным праздником!
Кому как, а мне повезло с Учителями, и в школе, и в вузе, и в послевузовской жизни. Всем им я глубоко благодарен. Но особо хочу отметить преподавателей физико-механического факультета Ленинградского политехнического института - это была потрясающая школа!
Физико-механический факультет был основан в 1919 году. Это было первое в мировой истории учебное заведение по подготовке инженеров-физиков. Идея создания факультета принадлежит двум друзьям-одноклассникам: академику А.Ф. Иоффе и академику С.П. Тимошенко. Суть идеи - органическое сочетание учебы и научных исследований, подготовка инженеров, способных использовать физику в инженерной деятельности, и физиков, хорошо знающих инженерное дело.
Выпускники Ленинградского Физмеха, академики Ю.Б. Харитон, Г.Н. Флеров, Я.Б. Зельдович стали одними из основных действующих лиц советского атомного проекта. "Атомная" группа И.В. Курчатова была практически полностью укомплектована выпускниками Физмеха. Только среди первых выпускников Физмеха насчитывается более ста профессоров и академиков. Среди них: А.И. Алиханов, С.Н. Вернов, Г.А. Гринберг, Б.П. Константинов, А.И. Лурье и др.
На факультете в годы моей учебы (середина - конец 60-х годов прошлого века) была какая-то особая атмосфера, характерная для физического сообщества тех времен. Мы, студенты, восхищаясь нашими преподавателями, среди которых были ученые с мировым уровнем, не чувствовали с их стороны никакого высокомерия или пренебрежения. Наоборот, преподаватели относились к нам как к коллегам. Когда я, простой студент, входил в кабинет члена-корреспондента АН СССР А.И. Лурье, он вставал из-за стола, здоровался за руку, предлагал сесть и только потом выслушивал мой вопрос. Помню, как однажды на третьем курсе мы шли с товарищем по коридору и, увлеченные беседой, не заметили идущего навстречу В.А. Пальмова. Тот не счел для себя зазорным поздороваться первым, причем в свойственной ему тогда непринужденной манере: "Привет, парни!"
В студенческой среде ценились интеллект, разносторонние культурные интересы, порядочность, честность, чувство локтя. К одежде не предъявлялось никаких особых требований. Можно было ходить в чем угодно. Окружению, даже немногочисленным девчонкам, было все равно, во что ты одет, главное, чтобы не был жлобом и тупицей. Помню, как кто-то из моих товарищей первым стал зимой носить фетровые галоши "прощай молодость". Его примеру последовали многие. А что, стоят всего три рубля, очень теплые и чистить кремом не надо. И никто не стыдился бедности. Но стыдно было не быть в курсе культурной жизни Ленинграда, не интересоваться философскими и глобальными научными проблемами.
Физмеховские традиции передавались от курса к курсу, но шли они все-таки от наших преподавателей. Они были для нас людьми, достойными подражания, и действовали на нас своим примером лучше всяких воспитательных мероприятий.
Профессор А.П. Аксенов читал математику очень эмоционально, буквально заражая студентов своим энтузиазмом. Когда он объяснял нам язык "эпсилон-дельта" искренне верилось, что это и есть самое прекрасное на свете. Хотя Анатолий Петрович принимал экзамены строго и не допускал списывания, все студенты его любили, потому что было ясно видно, как он любит математику, как он любит нас и как он хочет, чтобы мы тоже полюбили и знали математику.
Профессор Д.Н. Наследов читал нам лекции по физике в большой физической аудитории. Читал ровным тихим голосом, но, тем не менее, все было отлично слышно. Мы просто не разговаривали между собой и очень внимательно слушали, потому что и сами лекции, и личность лектора приковывали к себе внимание. В то время Дмитрий Николаевич получил за свои исследования Ленинскую премию, и, когда он пришел на очередную лекцию, мы устроили ему овацию.
Математическая физика относилась к тем дисциплинам, о которые спотыкались многие студенты. Сдать ее было не просто, потому что на кафедре матфизики, которой заведовал профессор Н.Н. Лебедев, было правило: любая ошибка - двойка. Объяснялось это тем, что если ошибка проектировщика привела к катастрофе, то все равно, допустил он ее по незнанию или по невнимательности. Поэтому признавалось только безошибочное решение задач, и, соответственно, оценку "удовлетворительно" на этой кафедре не ставили. Я до сих пор горжусь тем, что единственный из группы контрольную работу по матфизике сдал с первого раза на пятерку. Профессор Н.Н. Лебедев читал лекции великолепным литературным русским языком, чрезвычайно ясно, точно, очень понятно, с той простотой изложения, которая доступна только настоящему мастеру. Его манеру чтения лекций можно назвать академичной.
На старших курсах несколько дисциплин нам читал профессор М.И. Коловский - великолепный лектор, один из крупнейших ученых в области динамики машин и теории нелинейных колебаний. Он же был нашим куратором и одним из руководителей дипломных работ (в том числе, и моей). В последствии он писал отзыв о моей диссертации как руководитель ведущего предприятия. Это был удивительный человек, покорявший своей мягкой спокойной интеллигентностью и общей культурой. Несмотря на свою мягкую интеллигентную форму общения, Михаил Захарович достаточно твердо требовал от нас знаний и умений. Да мы другого и не ожидали, потому что человек, обладающий столь высоким интеллектом, вправе требовать, чтобы мы хоть немножко ему соответствовали. Студенты его любили и за глаза называли "папой". После окончания вуза и аспирантуры, уже будучи преподавателем, я имел удовольствие пообщаться с Михаилом Захаровичем в неформальной обстановке. И общение с ним только укрепило мое восхищение этим незаурядным человеком и ученым.
В.А. Пальмов, ныне заслуженный ученый, доктор наук, профессор, в те годы был еще довольно молодым, хотя и опытным, преподавателем. Высокий, спортивный, уверенный в себе, он запомнился не только великолепными лекциями, но и глубоким чувством юмора. Владимир Александрович обладает редким даром шутить на лекциях по делу, подчеркивая свою мысль, а не просто, чтобы сделать разрядку (хотя это тоже обязательный прием хорошего лектора). Вообще, у нас большинство преподавателей не запрещали студентам шутить или острить, если это не мешало ходу занятия. Но Владимир Александрович в те годы это еще и приветствовал. Однажды во время какого-то зачета у меня случайно получилось удачно и к месту сострить. Посмеявшись, Владимир Александрович, сразу без опроса поставил мне зачет, сказав: "Ставлю зачет, потому что Вы молодец!" Это запомнилось как большая удача.
Анатолий Исаакович Лурье, выдающийся ученый, без преувеличения, - мировая величина, казался нам небожителем. Но он и внешне подходил под это определение. Небольшого роста, с большой седой головой, он обращал на себя внимание каким-то блаженным выражением глаз и мягкой улыбкой. Казалось, он всегда улыбается своим мыслям. Если его манеру чтения лекций разобрать чисто технически, то, наверное, не найдешь в ней ничего особенного. Но он обладал такой аурой, что мы слушали его лекции как нечто выдающееся. Он тоже на экзаменах не любил ставить оценку "удовлетворительно". Видимо считал, что мы должны учиться только на "хорошо" и "отлично", а если студент не тянет, то лучше пусть пересдаст. Приходил на экзамен с неизменной пачкой "Казбека" (тогда преподавателям не возбранялось курить в аудиториях), свертывал кулечек из бумаги, в который потом стряхивал пепел и бросал окурки. По скорости убывания папирос из пачки, можно было судить о том, как идет экзамен. Анатолий Исаакович очень переживал, когда студент плавал, и начинал нервно и часто курить. А когда студент отвечал хорошо, Анатолий Исаакович, довольно улыбался и курить переставал. Казалось, что он переживает за результат экзамена больше, чем студент. Студенты за глаза называли его любовно "дедом".
Много было и других замечательных преподавателей. Всем им я очень благодарен за науку, за жизненный пример, за воспитание. Тем, кто уже ушел от нас - вечная память! А ныне живущим моим Учителям я хочу пожелать не только физического здоровья, но и творческого долголетия!
P.S. День учителя был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. Отмечался в первое воскресенье октября. Эту традицию до сих пор продолжают в Белоруссии, Казахстане, Латвии, Украине, Молдавии. В России День учителя отмечают 5 октября одновременно с Всемирным днём учителей, учреждённым ЮНЕСКО в 1994 году.