Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Перемещенные ценности

Ближе к концу октября впервые моя статья покинет виртуальное пространство, появившись в очередном номере МГИМОвской газеты "Международник". Благо, интернет позволяет выкладывать материал сразу же после его появления, чем не премину воспользоваться.

Американский постановщик Оливер Стоун, «Майкл Мур игрового кино», выставляет на суд зрителей продолжение культовой ленты 1987-го года «Уолл Стрит». Жадность, алчность и никаких эмоций – все те принципы, которые провозгласил харизматичный биржевой спекулянт Гордон Гекко, для целого поколения молодых людей того времени оказались весьма привлекательными. И ведь не финансовый кризис, а именно потеря нравственных ориентиров дельцами с Уолл-Стрит послужила поводом для начала съемок второй части. Впрочем, крах системы ипотечного кредитования, а также объявление о банкротстве ряда крупных инвестиционных банков (режиссер неслучайно «устроил» главного героя на работу в прообраз прогоревшего «Lehman Brothers»), казалось бы, стал ключевым вопросом всей картины: «кто виноват» и «что делать»?

Однако такое предположение не совсем верно, ведь виновных Гекко называет сразу: безответственные топ-менеджеры и спекулянты. Для того, чтобы доказать эту точку зрения, даже не требуется посещение кинозала: система «золотых парашютов», т.е. гигантских сумм, выплачиваемых управляющим высшего ранга после завершения работы в компании, стала причиной раздачи направо и налево ненадежных кредитов. Согласитесь, весьма неожиданно слышать такие обвинения из уст человека, который за махинации на бирже несколько лет провел за решеткой. Да, Гекко заявляет прямо: изоляция от внешнего мира заставляет переосмыслить многие ценности, но не прибегать же поэтому американской фемиде к массовым репрессиям!

Конечно, нет, а если да, то не сейчас. Основную проблему я бы сформулировал в следующем ключе: как совместить индивидуализм, неразрывно связанный с капиталистическими отношениями, и идеалы солидарности и справедливости, набравшие силу после Великой депрессии 1929 года? Налицо перекос в сторону видов деятельности, которые приносят мгновенную прибыль: главный герой, талантливый «технарь» в исполнении Шайи ЛаБафа, занимается биржевыми спекуляциями, а его мать променяла низкооплачиваемую работу медсестры на карьеру риэлтора. Поэтому обвал фондовых рынков оказался отнюдь не бочкой с порохом, а лишь зажженной спичкой, поднесенной к набору скрытых противоречий достаточно близко для того, чтобы вызвать социально-экономический взрыв.

В отличие от картины 1991 года “Джон Ф. Кеннеди” новая лента Оливера Стоуна практически не затрагивает вопрос о роли государства в улаживании ситуации. На мой взгляд, это было бы очень кстати, ведь общественные отношения – не саморегулиремый рынок; меркантилистские идеалы, с переменным успехом обеспечивающие рост экономики, не будут работать вне экономической системы. Пора осознать, что ценности будут меняться, и станут не столько просто другими, сколько прежними. За двадцать лет безудержной погони за комиссионными и бонусами брокеры в упор не замечали один вид активов: своих близких, чья «цена» в тяжелые времена лишь повышается.

Интересно провести аналогию между происходящими в США процессами и нашей страной. Действительно, многое из «лихих 90-х» стало неотъемлемой частью российской действительности: алчность олигархов и их апатия к положению «маленького человека» - одна из излюбленных тем для «кухонных» разговоров наряду с продажностью чиновников,  непредсказуемостью погоды и уровнем игры сборной по футболу. Также тотальное недоверие населения к финансовому сектору предопределило мизерные объемы рынка брокерских услуг: не покидает память горький опыт ваучеров и финансовых пирамид.

Среди европейских демократий можно без труда найти примеры удачной комбинации двух противоположных идеалов: индивидуализма и взаимопомощи, поэтому невозможность «левого поворота» в Америке, с которым она явно запоздала, не кажется очевидной. И если на уклад экономики можно повлиять путем повышения налоговой нагрузки и навязывания бизнесу социальных обязательств, то сознание граждан определяется культурой, и кино в особенности. Так, левацкие режиссеры уровня Майкла Мура и Оливера Стоуна могут оказаться большее влияние на умы граждан, чем представители политической элиты.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author