В конце марта 2007 года в Пекине умер Мао Аньцин -- последний из признанных сыновей Мао Цзэдуна. О нем, забытом в Китае еще при жизни, мало кто вспомнил и после смерти. Для "Власти" же это событие стало поводом рассказать о судьбах некоторых из тех, кто имел несчастье родиться в семьях коммунистических вождей.
Любовь китайского народа к Мао Цзэдуну (в центре) никогда не распространялась на его среднего сына Аньцина (слева) |
Началом рассказа о трех законных сыновьях Мао Цзэдуна (Великий кормчий был очень влюбчив, а потому количество незаконных его детей с трудом поддается подсчету) мог бы стать обычный зачин русских народных сказок: "Было у царя три сына". Только в отличие от русских народных сказок главным героем стал старший сын. Младший умер в детстве. А о среднем, Мао Аньцине, вообще старались не вспоминать.
Умершего в Пекине в возрасте 83 лет Мао Аньцина Мао Цзэдуну родила его первая жена, Ян Канхуэй. В то время Мао и возглавляемая им коммунистическая партия только начинали борьбу с правительством Гоминьдана, а потому терпели одно поражение за другим. После одного из таких поражений Ян Канхуэй оказалась в плену у врагов. Ее расстреляли на глазах собственных детей. Мао Аньцину было тогда семь лет. Вместе со старшим братом (младший умер от дизентерии в одном из лагерей повстанцев) его тайно переправили в Шанхай, где они познали страшную нищету. Довольно часто детям приходилось просить милостыню на улице.
Ситуация изменилась в 1936 году, когда сыновей лидера китайских коммунистов переправили через Париж в Москву. Однако гибель матери и нищая жизнь в Шанхае сказались на психике Мао Аньцина. Старший брат, Мао Аньин, поступил в Суворовское училище, окончил Академию имени Фрунзе, а во время войны сражался в рядах Красной армии. Мао Аньцин изучал русский язык и по возвращении на родину получил скромную должность переводчика в ЦК Компартии Китая.
В отличие от старшего брата, героя и любимца народа (и самого Мао Цзэдуна), он никогда не показывался на публике. А после гибели Мао Аньина (он погиб на корейской войне в звании генерал-майора Народно-освободительной армии Китая) Мао Аньцина постарались и вовсе изолировать от общества. Ему был поставлен диагноз "шизофрения", и с тех пор большую часть времени он проводил в закрытых психиатрических лечебницах. И если похороны старшего брата Мао Аньина были в свое время превращены в торжественное мероприятие, то смерть среднего брата осталась в Китае практически незамеченной.
Как Чаушеску бутылки собирала
Конец 1989 года стал трагедией для Зои, Нику и Валентина Чаушеску. Мало того что после быстрого и, как теперь очевидно, несправедливого суда они лишились родителей, их, всю жизнь привыкших лишь к самому лучшему, бросили в тюрьму, обвинив в "геноциде румынского народа и подрыве национальной экономики". Все их немалое имущество было конфисковано.
Впрочем, уже через год власти смягчили свое отношение к Зое и Валентину Чаушеску. Их даже выпустили из тюрьмы. Правда, оставив почти без средств к существованию. Дошло до того, что Зоя Чаушеску, любимая дочь Николае и Елены, получившая неплохое математическое образование, жила на то, что собирала пустые бутылки и сдавала их в пункты приема стеклотары. Ее никто не принимал на работу, она была лишена всех научных степеней и дипломов. Страна забыла о ней совершенно и с удивлением вспомнила о ее существовании только в ноябре прошлого года, когда бульварные журналисты сообщили о ее смерти от рака. Тогда же Румыния узнала и о том, что все эти годы Зоя Чаушеску жила в квартирке неподалеку от президентского дворца, в котором она провела большую часть своей жизни.
Валентин Чаушеску устроился куда лучше. Он никогда не интересовался политикой, рано проявил себя как довольно талантливый физик и вскоре после освобождения уехал на Запад. Он читает лекции в европейских и американских университетах, старается держаться подальше и от политики, и от тех, кто знает, чьим сыном он был, и, говорят, неплохо зарабатывает.
Нику Чаушеску, самый титулованный и успешный из детей диктатора (во времена правления Чаушеску он занимал пост главы Коммунистического союза молодежи Румынии и прославился своими бурными романами), пострадал от новой власти больше всего. Он просидел в тюрьме дольше, чем его брат и сестра, и был выпущен на свободу только в 2005 году. Тюрьма, а после освобождения еще и алкоголь сделали свое дело. Он умер вскоре после выхода на свободу.
Как Живкова одеждой торговала
Болгарский лидер Тодор Живков, находясь у власти, не только делал все, чтобы его дети ни в чем не нуждались, но и активно помогал им в партийной карьере. Его любимицей была дочь Людмила. Она получила блестящее образование, а ее карьера была стремительной. Член политбюро ЦК БКП, министр культуры -- казалось, это не предел возможностей ни ее, ни ее отца. Тот, разумеется, всячески потакал своей любимице. А вот соратники по партии нежных чувств отца к дочери не разделяли. Скоропостижная смерть Людмилы Живковой в 1981 году, говорят, была напрямую связана с нелюбовью к ней со стороны товарищей по партии. Впрочем, дело ее продолжало жить. Тодор Живков постарался превратить дочь в символ культурной и научной жизни страны. В 1982 году в стране был создан Фонд Людмилы Живковой, который возглавил ее брат Владимир, до тех пор практически не упоминавшийся. Этот пост он занимает до сих пор, хотя, конечно, возможности фонда и его влияние после падения коммунизма заметно сократились.
Зато дочь Людмилы, Евгения Живкова, лучше других приспособилась к новым условиям жизни. Она самый востребованный модельер Болгарии. Одеваться у Живковой -- признак хорошего тона в стране, у нее нет недостатка в клиентах из числа ведущих политиков и просто известных всей Болгарии людей. Кроме того, она счастливая владелица сети шикарных магазинов, а также вполне удачливый политик. В 2001 году Евгения Живкова стала депутатом парламента по списку Социалистической партии (бывшей Болгарской коммунистической партии) и активно участвует в двух парламентских комиссиях: "Наука и образование" и "Дети, молодежь и спорт".
Как Кастро стала писательницей
Личная жизнь Фиделя Кастро Рус -- тайна за семью печатями. От первого брака с Миртой Диас Баларт у него родился сын Фиделито -- единственный законный ребенок лидера кубинской революции. Он занимался наукой и даже стал при протекции отца руководителем Агентства по атомной энергетике страны. Однако, говорят, сболтнул что-то лишнее об отце и был тихо отправлен в отставку.
Всемирную известность получила Алина Фернандес Ревуэльта, плод романа Фиделя Кастро и одной из первых красавиц Гаваны Нати Ревуэльты.
Алина бежала в 1993 году, а в конце 1990-х окончательно обосновалась в Майами. На местном радио она вела программу "Просто Алина". Программа пользовалась огромной популярностью у кубинцев из Флориды, в первую очередь, естественно, потому, что ее вела дочь Кастро. Позже Алина работала комментатором CNN.
Алина, которая утверждает, что никогда не разделяла любовь значительной части человечества к своему отцу и никогда не попадала под его обаяние, написала книгу "Дочь Кастро. Воспоминания изгнанницы". Она ляжет в основу фильма о семейной жизни кубинского лидера, съемки которого начнутся в ближайшее время.
В своей книге Алина приподнимает завесу над частной жизнью своего отца. Она пишет, что помимо Фиделито и ее самой у команданте еще шестеро детей. Их имена начинаются с буквы "а" -- в честь второго имени вождя: Алехандро. Алекс, Алексис, Алехандро, Антонио и Анхелито рождены от женщины по имени Делив Сото, неофициальной жены команданте. Им сейчас от 15 до 30 лет. Кроме того, у Кастро есть ребенок от некоей Ампаро -- Хорхе Анхель. Говорят, он живет на Кубе, но никто не знает где.
Как Дэны продолжают дело своего отца
Среди тех, для кого жизненный путь Дэн Сяопина является постоянным источником вдохновения,-- его дочь Жун (на фото -- в Москве на презентации своей книги об отце) |
У патриарха китайских реформ Дэн Сяопина детей пятеро. Все и ныне здравствуют и активно занимаются общественной деятельностью. Одна из его дочерей, Дэн Линь,-- известный художник, другая, Дэн Нан,-- замминистра науки и технологий, сын Дэн Чжифан -- доктор физических наук, сейчас занимается недвижимостью и инвестициями.
В период, когда Дэн Сяопин подвергался в Китае репрессиям, его старшего сына Дэн Пуфана, тогда студента университета, выбросили из окна третьего этажа учебного корпуса. Он получил перелом позвоночника и до сих пор остается прикованным к инвалидной коляске. Сейчас Дэн Пуфан -- президент Олимпийского комитета и председатель Китайской федерации инвалидов.
Еще одна дочь Дэн Сяопина, Дэн Жун, недавно приезжавшая в Россию на презентацию своей книги об отце и лично вручившая в Кремле ее экземпляр Путину, пользуется в Китае большим уважением и авторитетом. Более известная на родине как Сяо Жун, или "маленькая Жун", бывшая личным секретарем Дэн Сяопина в последние годы его жизни, она занимает ряд важных общественных постов. В том числе является заместителем председателя Китайско-российского комитета дружбы, мира и развития.
Как Цеденбал снова стал монголом
Сын генерального секретаря Монгольской народно-революционной партии Юмжагийна Цеденбала, Зориг, почти всю жизнь прожил в Советском Союзе. Его мать была русской, и злые языки даже говорили о том, что на монгольском он изъясняется с большим трудом и с жутким акцентом. В 1984 году, когда глава партии и государства сильно заболел и выехал в Москву для лечения, Зориг поехал вместе с ним. Товарищи по партии немедленно воспользовались возможностью сместить "монгольского Брежнева" со всех постов и даже аннулировали паспорта всех членов его семьи, которые к тому времени были в Москве.
В Монголию Зориг вернулся только в 2000 году, когда ему вернули паспорт и подтвердили его монгольское гражданство. Не один, а с невестой-буряткой, с которой познакомился в России. Свадьба, не слишком роскошная, если учитывать ту роль, которую в свое время играл отец Зорига, прошла в Улан-Баторе, а уже на следующий день Зориг объявил о своем вступлении в большую политику, дав согласие баллотироваться в депутаты великого народного хурала от партии, которой когда-то руководил его отец. Впрочем, в Монголии он пробыл недолго и вернулся с женой в Россию. Сейчас Зориг живет в Москве, работает в одном из научно-исследовательских институтов и принимает активное участие в движении в поддержку освобождения Тибета.
Дети советских вождей
Генерал-лейтенант авиации Степан Микоян. Сын Анастаса Ивановича Микояна. Лётчик-истребитель. Войну закончил с двумя орденами, в звании капитана и в должности командира звена истребительного полка. В течение 23 лет испытывал боевые самолёты, получил звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», 3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 стал Героем Советского Союза.
Лейтенант Тимур Фрунзе. Сын Михаила Ивановича Фрунзе. 19 января 1942 года погиб в бою с 8 истребителями (2 из них он сбил) над деревней Отвидино Старорусского района.
Капитан Яков Джугашвили. Командир 6-й артиллерийской батареи гаубичного полка 14-й танковой дивизии. В апреле 1943 года погиб в концлагере при попытке к бегству.
Дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева (в центре) на гражданской панихиде по своему отцу. 1953 |
***
Сын Никиты Хрущева Сергей. 2003 |
***
Дочь Леонида Брежнева Галина. 1976 |
Дочь Брежнева Галина, о любовниках и разгульной жизни которой ходили легенды, последние несколько лет своей жизни провела в лечебнице, где пыталась избавиться от алкогольной зависимости. Для генсека она была настоящей головной болью. "Отец обычно говорил, что одним глазом ему приходится следить за страной, другим -- за Галиной",-- рассказывала она.
Галина Брежнева была очень темпераментной женщиной и о своем роде деятельности говорила так: "Я только любовью занималась".
***
Сын Юрия Андропова Игорь (третий слева) на международных переговорах. 1983 |
***
Дочь Михаила Горбачева Ирина Вирганская. 2007 |
Тема необъятная и часть материала по нонешним дам чуть позже.
http://gutnik-real.livejournal.com/677846.html Гутник
http://www.compromat.ru/page_20486.htm Екатерина Дударева