И даже теперь готов продолжить борьбу в ситуации, когда правящий дуумвират вроде бы достиг консенсуса по его поводу. При этом, согласно правилам дуумвиров, как утверждает источник газеты «Ведомости», право выбрать нового мэра принадлежит уже Путину.
Таким образом, в стране появился тяжеловес, обладающий немалыми финансовыми ресурсами и выпавший из путинской системы власти. Тяжеловес, полный желания взять реванш и уже угрожающий остаться в политике. Штука только в том, что существующая политическая система не предполагает реальной политики вовсе. Лужков может создать партию, может собрать необходимое количество подписей в поддержку этой партии. Однако специально отобранные члены Центризбиркома никогда ее не зарегистрируют. Под самым глупым предлогом — например, не теми чернилами заполнены заявки — они откажут в регистрации. И это решение послушно проштампуют в Конституционном суде. Даже если случится невозможное, и партию зарегистрируют, в рамках управляемой демократии, в ситуации, когда федеральные каналы будут мочить Лужкова 24 в сутки, шансов на успех нет. Путин старательно затоптал не только возможность появления конкурентов, но и последовательно уничтожил сами инструменты демократии — вроде свободной прессы или права на митинги и собрания.
Очень показательно, что в схватке между Кремлем и Лужковым обе стороны были обречены обратиться к остаткам подлинной демократической системы. Основу антилужковских обличительных фильмов составляли данные доклада «Лужков. Итоги», написанного одним из лидеров несистемной и преследуемой «Солидарности». Бывший мэр предпочел общаться с городом и миром посредством журнала The New Times, одним из немногих полностью неподцензурных печатных изданий.
Конечно, некие безудержные оптимисты могут рассчитывать, что в результате скандала начнется восстановление демократических институтов. Куда реальнее иной сценарий. В нынешней системе власти борьба между различными кланами (не рискну назвать ее политической) имеет совершенно иные измерения. Тяжеловеса, обладающего финансовыми возможностями и оппонирующего властям, неизбежно ждет, как Ходорковского, арест счетов, разорение и тюрьма. И это вовсе не от кровожадности, просто путинская система не оставляет иных возможностей одержать победу.
Теперь можно ожидать массовых репрессий в отношении московских чиновников, точно таких же репрессий, что обрушились в свое время на сотрудников ЮКОСа. При этом президенту, который инициировал атаку на Лужкова, теперь, в рамках логики путинской системы, нужно последовательно демонстрировать свою крутость. А для этого нужно иметь собственных, медведевских силовиков. По-моему, неслучайно, что именно сейчас в Госдуму поступил закон, который выводит Следственный комитет из подчинения Генпрокуратуры. И подчиняет непосредственно президенту. При этом глава Следственного комитета, насколько можно понять, не будет в отличие, скажем, от министра МВД входить в президиум правительства — «путинское политбюро». И если МВД и ФСБ будут держать в деле Лужкова некий нейтралитет, то у Медведева будут наготове следователи из СКП. Таким образом, если сохранится путинская система власти, то возродившаяся политическая борьба будет вестись, увы, посредством Бутырки.
АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ