1. Я думаю, что система высшего образования в России - студент семестр за семестром должен учить предметы, входящие в обязательные списки - не оптимальна. Потому что в результате велика вероятность того, что студенту придется учить много предметов, которые он учить не хочет и которые ему не нужны. Более логичной мне представляется система, которая, насколько я понимаю, работает в западных странах - каждый студент сам выбирает предметы, которые он хочет учить. Например, за семестр надо выучить пять предметов, но что это будут за предметы - решает студент. Понятно, что на его выбор могут накладываться некоторые ограничения. Сейчас, по-моему, у студентов на кафедре не так часто спрашивают, что они хотят учить, что им интересно, какие преподователи преподают хорошо, а какие - не очень.
2. Я думаю, что тотальное внедрение платного высшего образования в России - возможно, не такая плохая идея. Для начала, станет более очевидно, что главные в институтах - это студенты. И ВУЗы существуют для студентов, а не для трудоустройства преподавателей. И студенты - это те самые клиенты, которые, по идее, всегда правы, а преподаватель в отношениях "студент-преподаватель" - это, в общем-то, обслуживающий персонал - звучит несколько пренебрежительно, но отражает суть. Для преподавателей платное высшее образование - это возможность увеличить свой доход. Для ВУЗов - это возможность нанять преподавателей, которые сейчас в ВУЗы не идут, потому что там мало платят. Минус платного высшего образования достаточно очевиден - такое образование может быть доступно не всем. Эту проблему можно решать доступным кредитованием, в том числе и за счет потенциальных будущих работодателей (фирма X оплачивает обучение студента в ВУЗе, а потом студент работает полтора-два года в фирме X и, возможно, в качестве оплаты кредита отдает часть своей зарплаты). А еще
3. Я не уверен, что отсутствие высшего образования - это ужасная жизненная трагедия. Я знаю людей, которые работают в компаниях мирового уровня, высшего образования не имея. Кроме того, часто бывает, что высшее образование остается невостребованным - оно есть, но человек занимается в жизни чем-то другим. Соответственно, если бы его не было, возможно, человек мог бы заниматься своим делом с не меньшим успехом. Реально сейчас в России поступление в ВУЗ - это далеко не в последнюю очередь способ для мужчин не ходить в армию. Желание не идти в российскую армию разумно и понятно, но тут уже начинаются проблемы армии, а не проблемы высшего образования. Однако, говоря о ценности высшего образования, полезно помнить еще вот о чем
4. Ценность высшего образования не сводится к получению некоторого объема знаний и навыков. Есть еще один очень важный компонент высшего (и не только) образования - social networking. ВУЗ - это то место, где может завязаться огромное количество социальных связей, которые потом могут очень помочь в карьере, профессиональной деятельности и т.д., не говоря уж обо всем остальном ;-) И тут можно вернуться к первому пункту и заметить, что переход на систему "студент учит те предметы, которые он выбрал сам" приводит, в общем-то, к ликвидации понятия "наша группа". Это, конечно же, не ликвидирует возможность завязывания социальных связей - знакомиться можно не только с одногруппниками. Более того, я не уверен даже, что отсутствие группы повлияет тут отрицательно - возможно, наоборот, это расширит круг знакомств. Просто в отсутствии группы социальные связи выстраиваются по-другому (например, в общаге, как в американском кино). Штука в том, что знакомства в ВУЗе это очень важно не только чтобы с кем-то попить пиво/с кем-то переспать или с кем-то подружиться. Знакомства важны для будущей профессиональной деятельности.