bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

О воспитании или заметки из детства

Последнее время у меня немало мыслей о воспитании детей, что в общем-то странно, т.к. их нет, но мысли почему-то продолжают кристаллизоваться, когда на глаза попадаются интересные споры или заметки.
Сегодня прочитала о, а стоит ли говорить детям, что в замках жить не так уж и приятно, как кажется? . И тем более, а стоит ли им говорить, что "замков у них никогда не будет"?
А как же воспитывать детей? На мой взгляд, идеальных рецептов не существует и самое лучшее - это наблюдать за своим же ребенком и помогать ему в том, что ему нужно.

Вообще, по-моему, о воспитании детей не следует так много думать ;) Они воспитаются сами, наблюдая за вами :) Воспитайте себя таким, каким хотите видеть своих детей и "дело в шляпе" :) Почти не шучу.
Да, а вот "себя воспитать" ... тут, уж тяжко, но это другая тема :)



Еще из интересных наблюдений: дети лет до 10-ти очень, ну очень, любят проводить время именно с родителями, занимаясь чем угодно, им даже не важно чем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, играл на флейте, ему это больше всего понравится, если вы с ним вместе будете учиться играть на флейте, т.к. главное для него будет время, проведенное с вами и он будет стараться всеми силами вас удивить и получить ваше одобрение, играя на флейте как можно лучше... "Флейта" ему не важна. Ему важна ваша любовь и ваше внимание. А флейта приложится и тоже понравится, т.к. это будет инструментом достижения цели :) Эффект максимальный, если вам самому действительно нравится "играть на флейте", а не вы сидите и играете для того, чтобы ваш ребенок это "впитал".

Самое лучшее, когда ребенок наблюдает как вы сами втихомолку кайфуете от "игры на флейте". "Игра на флейте" - образно, а по сути дела от любого занятия. Он(а) сам придет и попросит "присоединиться" :)

Пример из моего детства. Я до сих пор отчетливо помню с каким задором и радостью мама со мной играла летом в пляжный бадминтон, когда мы всей семьей отдыхали на море. Помню, как несколько раз наблюдала счастье и радость, когда родители пытались "выиграть друг у друга" в бадминтон через сетку, при том, что ни один из них толком играть не умел. Но не это-ж важно :) Мне именно запомнилось сколько они от этого получали удовольствия, а я наблюдала сидя в тенечке. Кстати, дело было в Кринице ;) Теперь-то я понимаю, что родители были так счастливы не по поводу бадминтона, а потому, что они были молоды, счастливы, влюбленны друг в друга, в честно заслуженном отпуске после плодотворного года работы и т.д. Но! Но мне-то было ... 7 лет тогда. И все это счастье, которое они излучали связалось у меня с тем, что я видела: с бадминтоном :)
Нужно ли говорить, что меня с тех пор, по сути с самых пеленок :), тянуло к бадминтону и я до сих пор от этого незадачливого занятия "полупить по волану" кайфую? ;)

Невозможно предугадать какой именно момент западет в душу ребенка и почему. Мама со мной просто так играла в бадминтон, чтобы как-то разнообразить наше пляжное скучно-лежание на солнце. У нее не было цели "создать мне хобби" на долгие годы. Но мне это понравилось. А дальше я уже сама развивала свой интерес и никто меня туда не запихивал.
И через сетку, родители играли всего-то может быть пару раз в жизни, можно сказать, что почти "случайно", но мне это тоже четко запомнилось. Вот почему именно это? ;) Они-же делали немало разных вещей... Но в определенные моменты мозг ребенка "что-то выхватывает" и берет себе на вооружение :)

Вот так ваши дети превращаются в вас :) Или в ваших "антиподов", если вы что-то делаете без удовольствия. Они смотрят и делают выводы "а я так жить не хочу. Я буду жить не так." И после такого вывода, начинают действовать в полной противоположности увиденному.

Еще мое мнение, что не нужно детям "создавать хобби": записывать их во всякие кружки, убеждать, что им чем-то нужно заниматься. У детей естественная потребность все исследовать и испробовать. Нужно эти моменты просто не упускать. Например, я всегда любила плавать. А кому-ж не понравится бултыхаться с папой в море и прыгать с его плеч, как с трамплина, еще и со спец-эффектом персонального турбо-пружино-выпихивания в нужный момент? :) Очень увлекательное занятие, в режиме развлечения и игры :) А потом, осенью, я сказала маме, что скучаю, по бултыханиям в море, а мама говорит, "а хочешь мы тебя в бассейн запишем? Будешь круглый год плавать." Я:"Конечно, ХОЧУ!" Так я с удовольствием проходила 3 года в бассейн и даже участвовала в краевых юношеских соревнованиях (не помню то ли 2-е место, то ли 3-е в крае, но это-ж не важно), потом бросила лет в 12 по 2-м _собственным причинам_. 1. У меня постоянно затекала вода в левое ухо, и оно постоянно болело, а тогда в Союзе почему-то не было специальных затычек для ушей для пловцов. Странно, да? Такая необходимая вещь, затычки для ушей в воде, а плановая экономика не предусмотрела :) Ну или может они были, но мы их не нашли. 2. У меня гипер быстро начали расти вширь плечи, и мне это че-то не совсем понравилось лет в 11 ... в общем, я решила, что с меня хватит "плаваний", пловчихой быть не хочу. И никто меня не старался убеждать, что мне нужно продолжать, т.к. у меня хорошо получается. Чему я тоже была рада и тогда и до сих пор.

Вообще рада, что родители меня никогда ничего не заставляли делать. А только "направляли"-помогали в нужные моменты, когда мне самой того хотелось, как в примере с плаваньем. Мудрое незаметное направление - самое лучшее воспитание :)

Хотя, да, были моменты, где требовалось более очевидное их вмешательство.

Бывают и другие подходы. Если ваш ребенок ничем сам не увлекается (но таких, по-моему, почти не бывает), мне кажется логичным задать ему задание: выбрать себе один вид спорта (например), которым он-бы хотел заниматься и очень стараться там преуспеть в течении хотя бы года (можно, с условием, что если он стараться всеми силами не будет, то будет ходить 2 года, а не 1 :))
Во-первых, создается иллюзия выбора: определенный вид спорта он выбрал сам :) А на самом деле вы-то задали "направление" :) Во-вторых, обычно если чем-то стараться заниматься и это начинает получаться - это начинает так же и нравится, поэтому возможно, что за год малой прикипит и ему понравится этим заниматься.
Но, опять-таки. Обычно такое "принуждение" не требуется. Обычно дети имеют необыкновенную способность загораться идеями или мечтами сами: "ааа... хочу делать то-то", сами до конца не осознавая последствия своих "хочу" и как именно это будет реализовываться в реальности. Они просто любят "мечтать и хочу-кать" :) Остается только это не упускать.

Кстати, не так уж важно чем именно ваш ребенок увлекся: спортом, рисованием, музыкой, собиранием жучков, склеиванием подделок, собиранием крышечек от пивных бутылок (шутка) или еще чем-то странным и по вашим взрослым понятиям "бесполезным" в жизни. Главное, что он увлекся и главное это поддерживать с целью научить его самого в себе самом свои же увлечения развивать. Основная задача этого возраста все-таки научиться чем-то увлекаться и развивать в себе это, имхо, а не "стать пловцом". Ну, если так получилось, что вы с 2-х лет плавали и это стало вашей карьерой - замечательно, но если нет - тоже ничего страшного :) Уметь плавать ахти-как (или не ахти-как) - тоже всегда полезно.

Ой, сколько я всего могу из своего детства "проанализировать" :)
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author