?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Что делать с тем, кто виноват?
В Анапе
polo79 wrote in lj_live
Свою перед собой же клятву я исполнила. "Кто виноват?" и "Что делать?" прочитаны. Выводов масса.
Вообще меня удивило, что эти книги вообще ставят вместе, уж на что они разные просто до недоумения. Само собой, Чернышевский знал о существовании повести (Герцен называет это повестью, а вы помните - "Герцен всегда прав"=)) и полемизировать с нею вздумал. Но какое там! У меня лично титульный вопрос возник касательно не содержания книги, а состояния здоровья её автора. Я искренне и полно люблю Чернышевского! Он - чудо, он - квинтэссенция. Но зачем Арес в лез полез? Характер Николы Гаврилыча прёт сквозь буквы, выламывается через бумагу, пробирается между строками; ты-проницательный читатель!- чувствуешь в своей душе его сапоги. Удивительная сила мысли его облечена в столь простенькую, рваненькую не рубашечку даже, а рубашоночку, что... ну вот зачем люди пишут романы?
Герцен пишет так складно, как редко бывает в русской классической литературе. Думаете, у Тургенева спокойный слог? Ха! По сравнению с Александром Ивановичем фанат Полины Виардо просто буйный писака. Но фразы здесь не длинны, не скучны, они ложатся на бумагу ровно, прямо, без обид и проволочек, без долгих хождений вокруг да около. Само собой, книга специфичная: Герцен - натура увлекающаяся и широкая - описывает биографии всех подряд персонажей. Если вы не поняли - всех подряд. И это, кхм, кхм... затягивает интригу!)) Он аккуратен, ироничен, глубоко переживает, сочувствует своим героям. Его "Кто виноват?" - это не вопль, не крик отчаявшегося утописта, это вопрос, задаваемый (так и представляется) с грустной ухмылкой, и проницательным, мудрым взглядом...
Про Чернышевского я так и не могу собрать мысли. Это не книга, это какой-то адь! "Швейная мастерская" наверняка является филиалом царства Аида. Но по делу: во-первых, сие занимает 440 страниц, причем где-то в районе 320 начинаешь ловить реальный кайф, который улетает вместе с четвёртым сном Веры Павловны. ТАКОГО я не читала никогда... может быть дело во вкусе, в привычке, в отношении, не знаю... Читала в метро, смеялась вслух, аж стыдно. То, что у него люди на алюминии едят - это показатель, не правда ли? "Ой, ну ошибся человек, что ты..." Фигушки, ошибся, сейчас! Во-вторых, он ярый феминист. Причем, вместо "феминист" можно подставить ещё слов двадцать пять, главное не выкинуть прилагательное. В-третьих, "Что делать?" - это не книга, это акнига. И тут я подбираю брошенный в середине поста вопрос "зачем писать роман". Всё ясно зачем, конечно, у него не было выхода, он сидел в ссылке, он рвался и метался по своему холодному дому, он хотел кричать, а вокруг были только мухи, которые, конечно, когда-нибудь станут совершенно иными судъектами коммуникации, но пока, пока, о проницательный читатель, мухи не способны внимать Чернышевскому. А студенты способны. Они перепишут, они перекинут, они поймут. Станут Рахметовыми и Верами Павловнами. Всё отлично, идеи здравые, цель благая. Только написано погано.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.