bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

  • Music:

Andy Warhol

Более глупого предприятия, чем писать про Энди, не придумаешь! Перед глазами - пустая белая страница, на которой любой осмысленный текст кажется лишним, потому что Уорхол - это огромный чистый лист, где есть всё и ничего, где соседствуют абсолют и пустота. Он существует всюду и, в то же время, его нет и никогда не было. Можно, конечно, рассказывать длинные истории любви или ненависти к нему, пускаться на поиски причин, анализировать и спорить, рассуждать о мистификациях и спекуляциях, обвинять его во всех грехах, осуждать и презирать. Но ничто и никто его не сможет заменить. И ничто не изменит моего к Энди отношения. И я по-прежнему буду приходить на "Фабрику" на Бауманской только ради названия, потому что я не хочу расставаться со своими иллюзиями. Уорхол - это великая иллюзия, и всякое слово о нем будет запиленным и банальным (наверное, и это уже говорили до меня миллион раз). Но у меня графомания (как здорово самостоятельно осознавать свой диагноз!), мне нравится печатать тексты и фиксировать свои мысли (заранее прошу прощения, если это кого-то раздражает).
Сначала я думала посвятить ему поэму, но с чувством рифмы у меня туго. Лучше просто и без прикрас напишу о том, что я в нем люблю. Во-первых, это невероятная легкость во всем - внешне поверхностное отношение к жизни, нежелание умничать и выпендриваться, деликатность и скромность. Если посмотреть его фильмы, то сам Уорхол всегда находится где-то в стороне, сидит сбоку, за камерой, вне зрителя. Он никогда не выпячивает свою фигуру на передний план. Обезличенность и отстраненность в самом чистом виде. В детстве по телевизору показывали передачу "Счастливый случай", в которой к героям приходил какой-нибудь таинственный гость, называемый "тёмной лошадкой". Ну вот Энди и был кем-то вроде такой лошадки - всегда тонкий, воздушный, тихий и мягкий, скудно отвечаюший на вопросы журналистов, вечно прикрывающийся маской безразличия с неизменными атрибутами, сформировавшими его стиль, - париком и гримасой скуки на лице. Он не пытался быть серьезным, принимая всё вокруг с легкостью и непринужденностью. Многочасовые телефонные разговоры, болтовня о всякой ерунде, его "Философия", в которой нет ни одной заумной теории, но которая, тем не менее, в сто раз увлекательнее любой другой философии. Однажды в журнале Rolling Stone мне попалось интервью Уорхола с Труменом Капоте. Это текст совершенно ни о чем, и, в то же время, я давно не встречала более симпатичного интервью. Они разговаривают обо всём на свете - о любимой собаке, о сериалах-вчера-по-телевизору и так далее. И между строк проглядывает их дружелюбие и душевность, без чего никакого диалога бы не состоялось. Да и в недавно вышедшей книжке "Попизм" чувствуется наивная, почти детская несерьезность Энди, что не может не восхищать таких же несерьезных неповзрослевших дурашливых читателей в моем лице.
Во-вторых (и в-главных), мне кажется, что в глубине души Уорхол был социалистом. Он любил людей и пытался донести искусство до всех без исключения. Очень добрый идеал внедрения культуры в массы. Жаль, что не все его разделяют. Но ему всё же удалось сделать так, что теперь практически ни одна выставка не обходится без оммажа поп-арту или без ссылки на воспроизведение артобъектов. И - что самое интересное - даже люди, ни разу не заходившие в галереи современного искусства, знакомы с яркими образами Мерилин, Че Гевары и Мао. А это целая революция в сознании населения, потому что оранжевая Мерилин (ну или Мерилин любого другого цвета на выбор) - это не просто растиражированная картинка, а полноценное произведение искусства, не уступающее ни в чем полотнам Врубеля или Вермеера. И даже важнее, потому что Врубель висит себе в музее, и редкий посетитель купит чашку с изображением "Демона", а Мерилин - вот она, всегда рядом, на страницах прессы, в сети, на продуктах потребления. Сегодня увидят Мерилин, заинтересуются, а завтра выйдут в интернет, почитают, послезавтра придут в магазин или в библиотеку за альбомом по искусству, а где один альбом - там и другой всегда найдется... И так далее. Потом расскажут друзьям, знакомым, соседям. Как сетевой маркетинг, только немного в другой сфере. То есть это такая светлая идея тотального искусства, охватывающего и пронизывающего всё вокруг. Известно, что Энди был очень правильным человеком - не употреблял наркотики, ходил в церковь, собирал вокруг себя хороших людей и всячески им помогал. Думаю, он искренне желал всем только добра и верил в светлое будущее, которое непременно наступит.

Важно отметить, что продолжение следует. Как-нибудь всё же стоит посвятить Энди поэму. Он заслужил.

Если бы не недавняя беседа с Алексеем alex_kin об Уорхоле (уже и не помню, с чего всё началось), я бы никогда не решилась что-нибудь написать о нем, потому что Энди для меня как священная корова, которую лучше не трогать, настолько она хрупкая и нежная. Сегодня Алексей тоже выложит текст про Уорхола. Думаю, будет интересно.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author