Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Клод Моне

150 лет назад в этот день родился Клод Моне. Это один из тех художников, картины которого я могу долго и с удовольствием рассматривать. Впервые картины Моне я увидела в Пушкинском. Где же я еще могла их увидеть? Париж в те времена был на другой планете. Да и сейчас он просто моя мечта.
Вот эти картины увидела в юности, когда впервые побывала в Пушкинском. Сразу они произвели на меня впечатления. Я не профессионал, я потребитель. Впускаю в себя на уровне чувственного восприятия. Это искусство прочно заняло место в моей душевной копилке.

Белые кувшинки. Живерни


Это "Парламент.Эффект тумана" и "Стог сена около Живерни"
Позже купила альбом с репродукциями картин Клода Моне.

По началу, как и у всех талантливых художников дела у Клода Моне шли не очень. Он шел своим путем. Клод Моне является одним из родоначальников Импрессионизма. Эта была абсолютно новая техника живописи. Главным постулатом импрессионизма было изображение краткого момента реальности, которая меняется с каждой минутой. Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. (Чуть было не ушла в сторону от Моне, и не стала рассказывать, как импрессионисты добились такой техники, где от нанесения отдельных мазков получалась картина, которую лучше рассматривать с расстояния.)

Я же хочу тут про период «кувшинок» у Моне рассказать. Когда художник вынырнул из нищеты, он купил себе дом и землю в небольшом местечке Живерни и решил сделать у себя пруд и вырастить там кувшинки из семян, заказанных в Японии. Рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию. Клод Моне начинает цикл «Кувшинки», над которым работал до самой смерти.
«Понадобилось какое-то время, чтобы я смог понять, что собой представляют мои кувшинки. Я их высаживал и растил просто ради удовольствия, без всякой мысли, что буду писать с них картины... Восприятие живой природы приходит к нам не сразу» (Клод Моне).
Какое-то время Моне от живописи перестал получать удовлетворение. Он пытается добиться совершенства, бракует один эскиз за другим, в конце концов, окончательно отступает от принципов Импрессионизма. Он пытался написать то, чего передать с помощью кисти и красок невозможно. К тому же в последние годы у Моне развивается катаракта обоих глаз – болезнь для художника невыносимая. Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено.
Я читала, как один офтальмолог ( не помню фамилию) научно доказал, что отход Моне от принципов Импрессионизма в сторону абстрактной живописи связан с нарушением зрения художника. Как-то взяли обычную фотографию, и с помощью компьютера слегка ее размыли. Получилась очень похожая картина на «Кувшинки» (1916). Я когда это прочитала, решила, что я весь мир вижу, как Моне, когда не надеваю очки - слегка размыто. Что угодно можно говорить о зрении художника, но так передать красками природу может только гениальный художник.
Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик – 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками – 13 картин. Водяные лилии – 48 полотен. Вот это да!

В 1916 году, когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности. Вот бы посмотреть! Мечта!

Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.
В результате Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни (он скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет). После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада. Сейчас Живерни посещает больше полумиллиона человек в год.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author