Почему такие странные взгляды получили широкое распространение? Это меня не удивляет. Через сознание управлять человеком намного легче, чем другими способами. Точнее, множеством людей. Тиражирование, созданное в культуре уже в древние времена, было весьма удобно для коллективной обработки. Ещё до всякой письменности, на собраниях и в храмах некие люди обращались сразу ко многим и те их молча слушали. Это создает возможности для внушения, для коллективной обработки. Самым главным пунктом является внушение ценностей. Ценности в сознании играют роль критерия оценки. Всё, что мы делаем и планируем, зависит от того, что для нас ценно. Но ценностей, как правило, много, и их соотношение постоянно меняется. Такое положение, разумеется, не устраивает манипуляторов и Систему. И вот родилась идея сверхценности. Мне очень любопытно, как именно она возникла, намеренно или спонтанно, но ответа у меня нет. Как работает сверхценность?
Сверхценность не только подавляет все остальные ценности, она подчиняет их и структурирует, создавая пирамидальную иерархию. Основное требование к сверхценности - она должна представляться человеку простой и понятной, даже если это совсем не так. Короткое слово, набор догм и лозунгов - вот то, что подпирает сверхценность. Для нас, критически рассматривающих сверхценность, самым парадоксальным кажется то, что сама по себе сверхценность человеку не нужна и вообще представляет нечто туманное. "Бог", "нация", "государство" - вот основные сверхценности. Самая эффективная сверхценность - божество. Смутные страхи и смутные надежды толкают человека на действия якобы во имя сверхценности. Движет им не сверхценность, а его собственные представления о сверхценности. Здесь важнее всего сила веры. Фантом, умозрительный призрак сам по себе бессилен, но люди совершают подвиги и чудовищные убийства во имя него. Так как в отдельных вещах и явлениях человек видит проявление сверхценности, он действует, сам не замечая, что она существует только в его мыслях и создается его действиями. Бог могуч не потому что существует и является творцом, а потому что в него верят миллионы. Имя, образ тоже может быть силой - если направляет людей. А устами бога-сверхценности говорят его пророки, жрецы, священники. Это уже не просто религия, это предельная степень программирования людей и манипулирования ими.
Некоторые верующие стараются отгородиться от фанатизма, как будто вера не подразумевает его. Их можно понять, но он обманываются, выдавая желаемое за действительное. Любая вера в сверхценность УЖЕ есть фанатизм, в зачаточной стадии. Постепенно, с усилением веры, остальные ценности и их воплощения (вплоть до любимых людей) отходят на второй план и тускнеют, уступая место в сердце сверхценности. Человек приносит сам себя нак подножию трона бога. Ну и что, что бога, в которого он верит, на самом деле нет? Главное, что бог есть для этого человека. Философы давно вывели формулу, согласно которой можно вести себя, как будто нето есть. Можно совершать действие с предметом, как будто он есть. Сверхценность намного больше любого предмета - она растворена в различных вещах. Проповедники сверхценности показывают на солнце и говорят: видите? А ещё говорите, что сверхценности нет. В сверхценности важен образ, в который верят, и сила веры в этот образ. Соответствует ли образ чему-то реальному - несущественно. Точнее, вера сильнее, если не соответствует. Тогда жрецов нельзя поймать на лжи.
Если религия слабеет и национальные движения затихают, значит ли это, что сверхценность больше для нас не опасна? Вовсе нет. Сверхценностью могут выступать (и выступают) Деньги, Человечество (не Человек!). Ради спасения "человечества" оправдано всё что угодно. Террористы - угроза человечеству. Как раньше были враги народа, так со временем появятся "враги человечества". Такие сверхценности подкрепляются фактами нашего собственного бытия. Ведь они апеллируют к миру цивилизации, к миру культуры. Сверхценностью становится абстракция, которой удобно пользоваться как ключом к человеческим душам. Возможно, сверхценностей может быть две, конкурирующих и при этом поддерживающих друг друга (бог-сатана). Системе в условиях кризиса идеологий нужно реанимировать или создать сверхценности, которые бы объединили всех людей.
Надеюсь, что это не удастся. В любом случае, анализ влияния сверхценности необходим нам для понимания нашей истории, иногда - и для понимания себя самого. Создавать сверхценность крайне опасно. Безумная любовь, когда человек готов на всё, даже убить себя и того, кого любит - типичный пример действия сверхценности. Почвой для роста в сознании сверхценности является оторванность от реальности, доминирование умозрительной жизни, образов, населяющих сознание.