Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Бюджет заплатит за "выживаемость" губернатора?

Практически каждую неделю в Волгоградской области разгорается очередной скандал, в котором прямо или косвенно замешана областная власть. Неужели все действительно так плохо? Или кто-то не справляется со своими прямыми обязанностями? Попробуем разобраться.

Вначале составим небольшую таблицу, основанную на данных рейтингов «Главы регионов в СМИ» компании «Медиалогия» и ИА Regnum.

Глава Волгоградской области в зеркале СМИ
КатегорияМесто в июлеМесто в августеМесто в сентябре
Топ-40 глав регионов по количеству упоминаний в центральных СМИ31нет15
Топ-40 глав регионов по количеству позитивных упоминаний в центральных СМИнетнетнет
Топ-40 глав регионов по количеству упоминаний в региональных СМИ252415
Топ-40 глав регионов по количеству позитивных упоминаний в региональных СМИнетнетнет
Топ-40 глав регионов ЮФО по количеству упоминаний в региональных СМИ221
Топ-40 глав регионов ЮФО по количеству позитивных упоминаний в региональных СМИ344

Как видим, ни разу за 3 месяца губернатор Бровко не вошел в топ-40 глав регионов, лидирующих по количеству сообщений СМИ, характеризующих их деятельность с положительной стороны. Причем это касается и федеральных СМИ, и региональных. Между тем, общее количество сообщений о деятельности волгоградского губернатора и в центральных, и в региональных СМИ значительно выросло (подъем на 16 и 10 позиций в соответствующих рейтингах в сентябре по сравнению с июлем). О чем это говорит? Известна шутка, гласящая: количество ума на планете – величина постоянная, в то время как ее население растет. Тут как бы довольно толстый намек на то, что качество интеллекта среднестатистического жителя планеты постоянно уменьшается в условиях постоянства ноосферы. Здесь наклевываются определенные аналогии с информационной политикой областной администрации: количество сообщений непрерывно растет, а вот среднестатистическое качество сообщения (позитивная модальность) снижается. То есть негатива количественно становится все больше. Даже в рамках одного родного местечкового ЮФО позиции нашего губернатора выглядят отнюдь не блестящее: гордость за традиционные первое-второе места по общему количеству сообщений нивелируется скромными третьим-четвертым местами по их «качеству».

Уже сейчас, в преддверии выхода нового рейтинга «Медиалогии», можно с уверенностью предположить, что позиции Анатолия Бровко по общей упоминаемости в центральных и региональных СМИ как минимум сохранятся. За счет скандалов, конечно, рекордный урожай которых был собран в октябре. Посчитаем:

Скандал (формально инициированный коммунистами) с затратами на презентацию концепции НЦ "Победа" в Сочи. Тема чрезвычайно благодатная и получившая дальнейшее, не менее скандальное развитие в ноябрьский публикациях «Известий» и «Высоты102» (что суть одно и то же).

Продолжение информационной атаки на губернатора со стороны скандалистов-коммунистов, направивших запрос об эффективности расходов областной администрации (см. пост на эту тему).

Наброс на вентилятор от околомэрских ресурсов, также озаботившихся вопросом эффективности бюджетных расходов, на сей раз планируемых – на реконструкцию волгоградского аэропорта.

Пренеприятнейшая история с листовками, компрометирующими депутата областной думы Ирину Гусеву, в создании которых уличили советника губернатора, главу агрохолдинга «Гетэкс» Александра Глинянова. Насколько известно, губернатор так и не открестился от провинившегося, что создает почву для дальнейших спекуляций.

Противостояние губернатора и главы Ольховского района Николай Орлова. Непокорный глава, обвиненный губернатором в срыве отопительного сезона и растратах, пошел на открытый конфликт и мобилизовал депутатов районной думы. В результате выяснилось, что у губернатора попросту нет рычагов прямого воздействия на районных глав. Альтернативы «добровольному» уходу со своего поста под психологическим давлением (как это случилось с руднянским главой) в условиях абсолютной лояльности районных депутатов своему главе не существует. Конфликт с ольховским начальником, если рассматривать его как проверку авторитета волгоградского губернатора, мерило неформального влияния, стал абсолютно провальным с имиджевых позиций.

И финальный наброс: СМИ раструбили о том, что открытие Центра водных видов спорта фактически оказалось фиктивным: после уезда официальной делегации его вновь закрыли и принялись доводить до ума.

Итого за месяц – шесть серьезных скандалов, десятки негативных публикаций и, как следствие, серьезный удар по имиджу. И это в условиях неформального «информационного перемирия» с городской властью! Даже в условиях информационной войны, которая была пресечена центральной властью в лице Володина, не было такого шквала негатива. Что интересно, формально это перемирие продолжает соблюдаться: инициаторами очередных скандальных разоблачений выступают то депутаты, то нейтральные в отношении обеих сторон журналисты, то профессиональные стрелки из говнометов, причастность которых к мэрии очевидна, но недоказуема. А подконтрольные мэрии СМИ лишь умело подбрасывают дровишки в информационный пожар.

Ноябрь в этом смысле не несет для губернатора никаких позитивных изменений. Уже полыхают новые коррупционные скандалы (разработка концепции НЦ «Победа», обыски по делу венчурных инвестиций, подозрительные командировки вице-губернаторов, недовольство кадровой политикой областного руководства со стороны депутатов, вылет «Ротора» из первого футбольного дивизиона). Новая пиар-команда губернатора в пух и прах проигрывает информационную войну, и, судя по всему, главным образом потому, что не знает, кто в этой войне ее главный противник. Это же было так просто при Максюте: есть два враждующих лагеря, они поливают друг друга помоями, и в дамках вроде бы тот, чья сливная труба имеет больший диаметр. А кого «мочить» сейчас, кто ответственный?

В очередном, сентябрьском «Рейтинге политической выживаемости губернаторов» наш глава потерял один балл по сравнению с февралем. Рейтинг составляется раз в полгода. С какими результатами подойдет наш губернатор к следующему февральскому ранжированию?

Провалы в информационной политике области – это в большой степени следствие недопустимо низкой эффективности имеющихся на сегодняшний день в распоряжении областных властей медийных ресурсов. Иными словами, информационная труба областников, прямо скажем, ледащая – вроде и большая, а вся в дырах. Чем иным, как не осознанием этого факта, может быть вызвана реорганизация областных медиаресурсов, замышляемая командой Щербакова и Южного? Речь идет о создании медиахолдинга, в который, по имеющейся информации, должны войти газеты «Волгоградская правда», «Вечерний Волгоград», «Крестьянская жизнь» и  телерадиокомпания «Волгоград-ТРВ». С телекомпанией «Ахтуба», которой вроде как тоже поступали недвусмысленные предложения, возникла серьезная заминка (плюс еще один скандал в ноябрьскую копилку).

Если создание медиахолдинга преследует целью максимальное повышение эффективности информационной политики региона (отбросим сейчас крамольные подозрения некоторых журналистов о личной заинтересованности организаторов проекта – от лукавого все), то это, безусловно, хорошо. Но, насколько я понимаю, немалую роль играет и экономическая составляющая. Иными словами, перед кураторами проекта стоит задача если и не вывода медиахолдинга на самоокупаемость (что, очевидно, невозможно), то хотя бы снижения бюджетных затрат на его деятельность. Есть два вида бюджетных «пугалок», активно применяемых депутатами в популистских целях в случае обострения отношений с властью: это повышение бюджетных расходов на содержание бюрократического аппарата и пиар власти. И то, и другое быстро находит отклик в сердцах избирателей и, согласно своеобразному негласному общественному конвенту, является одинаково неприемлемым. Поэтому грядущий медиахолдинг должен зарабатывать деньги – пусть и недостаточные, чтобы себя прокормить, но чем больше, тем лучше. Так?

Может в идеале и так. А вот в реальности получается по-другому.

Согласно проекту бюджета региона на 2011-2013 гг., на днях прошедшему общественные слушания, в следующем году по статье «Средства массовой информации» планируется израсходовать более 334 млн руб. Между тем, в 2010 г. эта цифра составляла лишь около 211 млн руб. Таким образом, на информационную политику в следующем году область готова потратить на 87 млн руб. или на 26% больше, чем в текущем. В то же время рост доходов областного бюджета за тот же период предполагается на уровне 13% (около 7 млрд 239 млн руб.). Получается, что динамика расходов на СМИ и издательскую деятельность в 2 раза опережают темпы роста доходов бюджета. Получается, что информационная карта региона будет перекраиваться на деньги налогоплательщиков, а не за счет поиска резервов и внебюджетных источников.

Что в сухом остатке? Региональная власть не способна защитить себя от многочисленных информационных атак со стороны оппонентов и дать им отпор. От многочисленных скандалов, раз за разом всплывающих на федеральный уровень, страдает не только репутация губернатора (а в Кремле весьма серьезно относятся к подобным вещам), но и имидж Волгоградской области в целом, инвестиционная привлекательность которой и так невелика. Стремление областных властей должным образом организовать информационно-пропагандистскую работу выливается в дополнительные бюджетные траты. Нам же остается лишь сожалеть о нехватке профессионалов в областной администрации и судьбе областных финансов, судьба которых – снова петь романсы о пользе чиновников для народа.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author