bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Мужские головные уборы

«В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь»

Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах. Для мужчин - это показатель социального статуса. С непокрытыми головами ходили только рабы.

Николай Васильевич Неврев «Шут (Опальный боярин)»  1891

В допетровской Руси покрой был одинаков во всех сословиях «что царю, что псарю»; отличались одежды лишь качеством материала. Не то - шапка: по ней судили о происхождении и знатности человека. Ни один боярин не рискнул бы щеголять в соболиной шапке покроя шапки Мономаха (весу в ней — 2 фунта 20 золотников без соболя, т.е. 904,2 грамма), как никто из смердов не осмелился бы показываться на люди в горлатной шапке как у бояр, — хотя бы к нему в силки попалась сотня соболей.

Мужские головные уборы не так разнообразны и богаты по декору, как женские.

В славянских курганах Киевской области найдены остатки мужских войлочных и кожаных шапок. Крестьяне носили валяные колпаки суконные или войлочные с глубокой древности и до середины XIX века. Об этих колпаках этнографы замечали, что их даже в конце прошлого века «белорусы надевают в неприкосновенной целости, как носили ещё доисторические скифы и сарматы»

 Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого; по окраине пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками, иногда с драгоценными камнями. Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины; разрезы эти ока Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом.

Скифские воины (изображение из кургана Куль-Оба)

 

Михаил Нестеров «Два лада»

 

А.Васнецов «В костюме скомороха» 1882

 

А.О.Орловский  «Продавец блинов» литография 1826

 

По этнографическим данным, в XVIII – первой половине XIX в. одним из основных народных головных уборов являлась валяная шапка «валенка», «шолом», «яломок» как праздничный и повседневный головной убор. Изготовлялась из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса.

И.Е.Репин «Бурлак»

 

Ф.Г.Солнцев

 

В деревнях великорусских губерний носили коричневые валяные шапки цилиндрической формы с небольшими полями — «черепенники», «грешневики», «гречушники». 

А.О. Орловский «Колдун» литография

 

Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898) «Крестьянин» 1879

 

Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898) «Крестьянин в лесу» 1880

 

Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Пастушок» 1909

 

Перов Василий Григорьевич

 

Ф.Г.Солнцев

 

Шапка с четырёхугольным верхом из сукна с меховым или текстильным околышем (в старину её называли «рогулька», «рогатка») была известна всем.

«Четвероугольная» низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра (а у бедняков с овчинкой). Летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой.

Вершок её был чаще всего суконный вишнёвого, червчатого, зелёного и часто также чёрного цвета: избегая чёрного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках.

А.Г. Венецианов. «Захарка»

 

Ф.Г.Солнцев

  (150x60, 1Kb)

Серия сообщений "Русский народный костюм":
Часть 1 - Саккада
Часть 2 - Девичьи головные уборы. Перевязка, головодец
...
Часть 15 - Платки барановской мануфактуры
Часть 16 - Павловопосадские платки
Часть 17 - Мужские головные уборы

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author