Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Про детско-юношеский спорт в России

11-го ноября в медиа-центре газеты «Известия» я принимала участие в заседании «круглого стола» по теме: «Развитие детского и юношеского спорта в России». Тема очень серьёзная и проблемная, судя по количеству обращений, которые приходят в мой адрес как депутата Госдумы со всех регионов России.

Нам нужно определиться со статусом детско-юношеского спорта, с тем, кому всё-таки должны быть подведомственны эти учреждения, кто отвечает за их развитие. Если относить детско-юношеский спорт к дополнительному образованию, это создаёт определённые сложности. Есть две приоритетные задачи детского и юношеского спорта, которые очень важно решать параллельно: оздоровление детей и подготовка спортивного резерва для национальных сборных. В некоторых регионах детско-юношеский спорт стал подведомственным министерству спорта. Но фактически эти школы остаются в подвешенном состоянии, поскольку, к сожалению, далеко не все руководители на местах действительно заботятся о развитии спорта и здоровье детей. Я считаю, что спорт высших достижений должен быть исключительно в федеральной компетенции и финансироваться из федерального бюджета. Нельзя это взваливать на регионы. Тогда у регионов будет больше возможностей для развития и поддержки массового спорта.

Опорой массового спорта у нас всегда была школа, где сегодня необходимо проводить качественные уроки физкультуры, вести спортивные секции. Дети должны иметь определенные навыки по результатам уроков физкультуры, например, обязательно уметь плавать. И это следует заложить в образовательные стандарты, или разработать федеральную программу, тогда у нас будет происходить меньше несчастных случаев.

Проект «Единой России» «Урок физкультуры» показал, что не так много новаций предлагают наши учителя физкультуры. Хотя всем понятно, что программу урока физкультуры надо пересматривать, может быть, включить в неё элементы аэробики, фитнеса, которые нравятся детям. Иначе ребята так и не будут любить физкультуру, и число желающих получить освобождение от этих уроков у нас не уменьшится.

Необходимо массовое повышение квалификации для учителей физкультуры, причём в обязательном порядке. Кроме того, нужна материальная поддержка штатного учителя физкультуры в школах (есть регионы, как, например, Краснодарский край, где профильным педагогам доплачивается).

Ещё одна важная тема – паралимпийский спорт. Физическим развитием детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня мало кто занимается, нам не хватает тренеров, которые могли бы работать с этими детьми.

Для преодоления сложившейся тенденции к снижению результативности выступления российских спортсменов на соревнованиях высшего уровня стране необходима новая эффективная система подготовки спортивного резерва.

Нужно навести порядок с различными видами спортивных учреждений, дублирующих друг друга, создать чёткую систему спортивных учреждений различных ступеней – от секций для начинающих до специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), готовящих спортсменов высокого международного уровня. Им нужно обеспечить должный технический уровень, равномерное распределение таких учреждений на территории страны и равный доступ к ним для талантливой молодежи любого из российских регионов.

Внедрение в жизнь новой системы физического воспитания невозможна без создания современной инфраструктуры массового спорта, в том числе – создания и реконструкции спортобъектов по месту жительства, модернизации школьных спортивных площадок (примером может служить опыт Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, где есть соответствующие программы «Школьный стадион»).

Есть, конечно, и положительные тенденции: так с 2010 года количество часов физкультуры в учебных заведениях страны увеличилось до трёх уроков физкультуры в неделю. Вступает в силу новая система соревнований, в которую включены три обязательные для каждой школы игровые вида спорта: мини-футбол, школьный баскетбол и школьный волейбол. С учебного сезона 2011-2012 годов будет внедрена новая система спортивных состязаний для школ – Спартакиады школьников; в 2014 году планируется ввести в обращение современный аналог норматива ГТО.

Тем не менее, проблемы детско-юношеского спорта будут решаться, если в основу программ по его поддержке будет положен принцип, который разделяет все население страны – это массовость и доступность.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author