bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Про самодельное.

Здравствуйте, мои маленькие любители спорта! То есть, не спорта, а всякого самодельного.
Литьё всего подряд в форму, оно используется не только в моделизьме - ну, там, оружие для скелетов отлить, али ещё чего, - но и в других всяко-разных областях. И сегодня мы об этом поговорим.

Начнём издалека. Во многих машинах, в том числе и в моей, есть такая штука - перчаточный ящик. Это по-научному. В просторечии же - бардачок. Но моя конкретная машина уникальна тем, что бардачок этот в ней при открывании вываливается под ноги (или на них) пассажиру. Причём, дефект этот произрастает с самой покупки машины Сашганом - продавец, сцуко, видимо про сломанный бардачок упомянуть забыл. Плюс ко всему гнусный ящик не желает закрываться до конца и плотно, что, в свою очередь, приводит к тому, что в тёмное время суток при включённых габаритах, лампочка подсветки бардачка не гаснет даже если он в закрытом состоянии. Преступно светя в закрытом ящике, лампочка нагревается до неприличной температуры и плавит пластиковые коробочки дисков, которые у меня там лежат. Приходится их ломать чтобы открыть. Ну и то, что ящик вываливается, оно, естественно, неудобно. Может ли настоящий джигит мириться с таким положением дел? На самом деле, может. Но скрипя сердцем. С другой стороны, коробочки от дисков не казённые (а Шамаровские в основном), да и в машине у джигита всё должно быть прекрасно. Поэтому надо было что-то предпринять.
Правда, не было ясно что именно там сломалось, что именно нужно менять. Был вариант поменять перчаточный отсек вместе с дверью и не морочиться. Но в сборе всё это стоит около семи тысяч рублей, что является суммой класса "очень до *уя", особенно по такому мелкому поводу. Так что данный вариант был с гневом отметён. И проблема на время забыта.
А потом, чуть позже и практически случайно, не без помощи боевого товарища, было обнаружено, что сломался один из ограничителей хода этого самого ящика. После этого открытия можно было уже вести какой-никакой предметный разговор на тему починки ящика, так как данная пластмассовая шмуська не могла стоить очень дорого, да и, похоже, продавалась отдельно, судя по номеру детали, на ней напечатанному.
Выглядит она вот так:

А вот сломанная:

В общем, было принято решение скопировать данную детальку самостоятельно путём литья её из эпоксидной смолы в силиконовую форму. Для чего был закуплен двухкомпонентный силикон для форм. Обычно купить его не так уж просто, ибо он есть не везде. А обычный силиконовый герметик не подходит из-за того, что он слишком твёрдый, не текучий. Хотя им можно обмазывать деталь слоями - есть и такой способ. Но, в общем, достал я двухкомпонентный. Нашёл его в магазине, продающем всё для мыловарения. Гм. Просто там тоже мыло льют в формочки. И если форм, имеющихся в продаже, кому-то мало, то можно сделать свою. Магазин, если интересно кому, вот тут: http://www.mama-mila.ru/ - там много чего для варки мыл. Ещё купил пластилина скульптурного.
Значит, принцип такой. Сначала вдавливаем копируемую деталь в пластилиновую подложку, потом делаем из пластилина бортики.

Треугольный дырки в пластилине рядом с моделью - это для того, чтобы половинки формы не сдвигались относительно друг друга.
Заливаем силиконом.

Оно твердеет, после чего пластилин отдираем, и получаем детальку наполовине в силиконе.
Потом делаем бортики с той стороны детали, которая торчит из силикона, и, промазав разделителем (чтобы одна половинка формы не приклеилась намертво к другой - я использую вазелин), заливаем силиконом.
Когда высохнет - аккуратно удаляем пластилин и разнимаем половинки формы, а потом вынимаем деталь. Тут надо сказать, что я ступил и не смазал разделителем деталь перед первой заливкой. В результате она прилипла к силикону и отодралась только с некоторым повреждением половинки формы. Именно поэтому на отливках такое количество облоя и всяких прочих гадостей и неточностей. Но так как абсолютная точность в данном случае не важна, можно и так на первый раз. Вобщем, после всех мучений, получил форму:

Но из-за невнимательности, не вклеил в форму литьевой канал и выпоры для выхода воздуха. Их пришлось прорезать ножом. Но в первый раз прорезал слишком маленький канал, что мне и аукнулось. Дело в том, что эпоксидка не слишком текучая - смола всё-таки. Поэтому, в мелких каналах она просто может встать колом, никуда дальше не потечь, а потом ещё и затвердеть нахрен. Для повышения текучести эпоксидку нагревают. Что я и сделал. И не то чтобы я не знал, что нагревания уменьшает время затвердевания смолы. Я не знал, что НАСТОЛЬКО. В результате, пока я заливал смолу через тоненький канал в форму, остатки её (да и та, что попала в форму), начали твердеть, и затекать во все нужные места отказались. В результате получилась такая деталька (внизу):

ещё фото:

и ещё:

Страшная, правда? Но ничего, опыт был учтён (форма-то многоразовая) - канал расширил и сделал один выход для воздуха.
На этот раз получилось вполне сносно, но одного воздушного выхода не хватило - деталь относительно сложная, поэтому проклятый пузырь воздуха всё же остался и сделал дырку в одном из "крыльев" детали:

ещё фото:

А вот все втроём - оригинал и две копии, обработанные напильником:

Последняя отливка вполне неплоха, планирую поставить её в машину. Правда, есть опасение, что деталь разрушится из-за вышеуказанной дырки, но в целом она довольно жёсткая и не особо хрупкая.
В случае, ежели сломается - отолью новую форму, с учётом всех ошибок, да и армирую эпоксидку - говорят, что нейлоновые женские чулки для этого неплохо подходят.
В общем, потом напишу нормально ли работает.
Кстати, сама шмуська стоит около ста рублей. Я же только силикон купил за пятьсот. Правда, его там целое ведро. Ну да и опыт - он тоже не лишний. Ну и интересно ))
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author