Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Паломничество в Саров часть 3

Первый день паломничества закончился вечерней службой в храме преп. Серафима Саровского. Служба начиналась в 17-00, а в 19-00 для участников конференции должен был начаться фуршет в одном из кафе города. Собственно моя идея была в том, чтобы после службы пойти на фуршет ( у нас будничные службы редко длятся больше 1.5 часов). Но у Господа были другие планы на мой вечер :) Я не учел, что храм расположен в монастыре.

Собственно, монастырских характер храма выдавали только два монаха в храме. На клиросе были одни женщины, Псалтырь читали они же, Шестопсалмие опять они. Вот такой мужской монастырь. Если так пойдет и дальше, что женское священство и для нас не за горами. Ведь еще сотню лет назад женщина в хоре была нонсенсом. А женщины-чтецы для меня и сейчас несколько "не так". Я как то разбаловался в нашем Троицком храме, видимо.

С самого начала меня смутило, что читают очень быстро. Только потом, ближе к концу вечерни (часа примерно через 1.5-2) я понял почему был взят такой темп. А также понял, что фуршет сегодня пройдет без меня. Зато, в конце утрени меня ждал подарок: коленнопреклоненный молебен к преп. Серафиму. Отче Серафиме, моли Бога о нас!

Но все же осталось недоумение зачем на будничной службе клирошанкам вычитывать монашеское правило. Причем вычитывать так, что Псалтырь может понять лишь те кто ее читает (Когда читался 50ый псалом, я попытался как обычно почитать вместе - не смог, слишком быстрый темп). Я понимаю, когда монахи в монастыре служат длинные службы (если читать нормально, то потребовалось бы часов пять). Но когда такое тараторенье в мужском монастыре читают мирянки, для бабушек мирянок... Не понимаю я этого. Какое то опять уставное благочестие получается: главное вычитать, а не понять :( Неужели нам настолько безразличны указания в начале Псалтыри читать не спеша, не "о глаголанье уст, но о разумении глаголего"...

Во второй день я на заседания секции не пошел, а решил посетить собственно пустыньку, где подвязался преподобный.
Фотоотчет читайте ниже:

Пустынек в Сарове две. В ближней пустыньке преподобный Серафим беседовал с приходящими к нему мирянами. Там же состоялась знаменитая беседа с Мотовиловым о Стяжании Святаго Духа. Вплоть до революции там была купальня. В этой купальне побывал и Царь Император Николай II в 1903 году, когда по его настоянию св. Серафим был причислен к лику святых. А ровно через год у царя родился долгожданный наследник.

Сейчас на месте купальни построен храм Святаго Духа.
Альбом: Саров


Изнутри храм очень красив, целиком деревянный, просто лакированный брус изнутри. Смотрится изумительно, но в храмах я не фотографирую...
Альбом: Саров


В полутора километрах расположена часовенка. Она построена на месте, где преп. Серафим тысячу ночей коленопреклоненно молился на камне. В часовне бабушка подметала опавшию листву, а внучка бродила рядом :)
Альбом: Саров


Перед камнем росла сосна, на которую преп. Серафим повесил икону (не уверен: или Святой Троицы или Умиление Богородицы. Сосне не повезло, наш народ желал из паломничества привезти себе что-нибудь "на память". И если растущие рядом сосенки просто выкапывали, то от той самой сосны отщипывали (а некоторые особо одаренные даже отгрызали) кусочки и она засохла. Теперь на месте ее столп, с надписью Стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся
Альбом: Саров


Альбом: Саров


Камень на котором молился преподобный также не сохранился. Сестры Дивеевской обители, очень почитавшие и очень благодарные старцу хотели забрать камень себе. Но он был слишком тяжел, и его раздробили на кусочки (видимо жгли костер, а после поливали холодной водой). Крупные осколки увезли в Дивеево, а мелкие разобрали паломники. При канонизации в 1903 году установили похожий камень, но при советской власти он был разрушен. Сей камень установлен уже в начале 90х
Альбом: Саров


От места ночной молитвы до кельи преподобного около полутора километров. Даже сейчас, когда по лесу проложена асфальтовая дорога (машины, к счастью, редки), тишина необыкновенная (лишь периодически слышны громоподобные раскаты взрывы с испытательных площадок РФЯЦ). Вдали на фото келья преподобного, "дальняя" пустынька.
Альбом: Саров


Преп. Серафим жил в лесу один. Питался со скромного огородика. Первые годы зимовал в келье не имея даже печки. Много монахов желало стать учениками преподобного. Но ни один не выдержал тяжелейших условий жизни в глухом лесу. На фото перед и после кельи растут березы посаженные Императором в 1903 году. Их было три, но до наших дней сохранилось лишь две.
Альбом: Саров


Рядом с кельей уже привычный информационный стенд. Все таки это очень удобно для паломника-одиночки
Альбом: Саров


Сама келья преподобного не сохранилась. Ее разобрали сестры Дивеевской обители и использовали ее при строительстве храма. Чертежей той кельи не сохранилось. При канонизации келья была восстановлена, но несколько в ином виде. В революцию ее разрушили, а в 90е восстановили по образцам 1903 года.
Альбом: Саров


Рядом с кельей установлен памятник преподобному.
Альбом: Саров


Русский народ всегда любил старцев. И даже после смерти они несут преподобному яблочки. "Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс. 36:25)
Альбом: Саров


Распятие около кельи. Уже не помню точно: либо там раньше располагалась келья, либо на том месте преподобный был избит тремя грабителями.
Альбом: Саров


Около кельи растет сосна на которую преподобный повесил икону и молился (1000 суток ночью, напомню, преподобный ходил в другое место, примерно в 1.5 километрах по непролазному лесу).
Альбом: Саров


Этой древней и могучей сосне повезло больше. Но и до нее добралась новая традиция: выцарапывать на дереве крестики или свои имена:
Альбом: Саров


Вечером вернувшись в город поехал на официальную экскурсию. Очень НЕ понравилось. Вместо посещения древних культурных центров, нас свозили в новые кварталы, показали стадион советской постройки, специфическое здание драмтеатра (который выселили из храма преп. Серафима), советские многоэтажки, современные новостройки и огромные коттеджи современных "ученых". По монастырю проехали вообще не останавливась (дорога, напомню, идет прямо по территории обители). У дальнейней пустыньки экскурсовод (бывший математик) утверждала, что для канонизации обязательно нужны исцеления. На мою попытку объяснить наедине, что это не обязательно - всячески изворачивалась (св. Александр Невский защищал людей, а значит тоже "в принципе" исцелял) и со словами "как там церковное руководство захочет, так и канонизируют" ушла от дальнейшей дискуссии. Моя надежда посетить с экскурсией подземных храм не оправдалась :( Зато я посетил службу в храме св. Иоанна Предтечи. Храм около монастыря, поэтому служили привычно. Кафизмы читали внятно, но сокращенно, поэтому служба заняла привычные 1.5 часа. Каждом свое, конечно, но по мне лучше меньше да лучше. Лучше понятно, чем вычитать все.

В третий день ничего интересного не было: послушал доклады лазерщиков, в которых я не спец (но доклады хорошие), доложился сам. Народ порадовался, что в России еще что-то делается и подарил мне журнальчик про Курчатова. После встретился со своей коллегой, которая сама из Сарова и приехала в отпуск к родителям. Побеседовали с ней немного, потом попрощались, я собрал вещи и отправился до дома, до хаты. В Москву прибыл в пятницу утром и сразу поехал домой.

Все таки люблю свою работу и аспирантуру: можно съездить спокойно отдохнуть за казенный счет :) Ваш покорный слуга :)
Альбом: Саров
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author