bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Стиляги: вятские реалии

Как в Кирове плясали буги и страдали от дружинников

Стиляги появились в 1955-м, это движение достигло апогея после Московского фестиваля молодежи и студентов в 1957 году и сошло на нет с окончанием хрущевской «оттепели» где-то к 1963 году. Стало быть, настоящим стилягам уже за семьдесят

1. А были ли стиляги на Вятке?

– Конечно, были, – говорит кировский музыкант и журналист Владимир Шишкин. Даже у нас во дворе в 50-е годы было несколько стиляг. Самым известным из них был сын актеров драмтеатра Рудик Матульский. Все они ходили в брюках-дудках, туфлях на толстой подошве и ярких галстуках.  

– Я жил в 1957 году в поселке завода ОЦМ, – вспоминал писатель и бывший строитель Евгений Мильчаков. – Там у нас была своя диаспора – рабочие парни. Стиляг не помню. Но, думаю, если б они появились на наших танцах, им бы не поздоровилось…

2. Музыка

В 50-е с модной музыкой была «напряженка». Массово магнитофоны появились у населения где-то в 60-е. Нашим же стилягам приходилось довольствоваться огромными ламповыми радиолами. Что такое рок-н-ролл, в Кирове знали немногие, слушая Би-би-си и «Голоса Америки» через вой глушилок. Какие-то редкие импортные пластинки с записями Элвиса Пресли, Чака Бери, Литтл Ричард и джазменов типа Армстронга и Глена Миллера попадали в Киров через московских студентов, но на всех их явно не хватало. Выручала, конечно, музыка «на ребрах».

– На улице Ленина (напротив старого универмага) работала студия звукозаписи от горбыткомбината, – вспоминал известный вятский меломан Сергей К-х. – Официально там на станке могли нарезать гибкую пластинку с советской песней. А неофициально это было «золотое дно». Все свободное время там подпольно «катали» западную музыку на принесенных рентгеновских снимках (с «ребрами»). Появлялась и «советская» стильная музыка. Но Соломон Борисыч Сахар в свое время говорил, чем было чревато в Кирове отступление от утвержденного репертуара. Даже в ресторане. Могли все закрыть и запретить.

3. Прикид

В Кирове в 50-е годы трудно было что-то купить даже от фирмы «Заря». Поэтому весь стильный прикид создавался своими руками. Все перешивалось вручную. Укорачивались пиджаки, подкладывались ватные «плечики», брюки ушивались до дудок в обтяжку. От «коминтерновских» ботинок отрывались подошвы и в мастерских заказывались новые – на белой микропорке (называлось «на манной каше»).

– В институтах стали появляться студенты в клетчатых пиджаках с длинными галстуками, – говорит Владимир Шишкин.

4. Чужие среди чужих

Теперь о главном: о противостоянии двух культур, официальной серости и желания «не быть как все». Это в Москве писатель Юлиан Семенов мог красить свою болонку в три цвета и беззаботно гулять по «Бродвею» – по Тверской. На вятском «Бродвее» – тогда ул. Ленина или окрестности Театральной площади – этого бы не поняли.

– Я как-то пришла с подругой на танцы, – рассказала Маргарита М., музейный работник, – и та начала «стильно» танцевать. Так тут же «сдулась» музыка, прекратились танцы, набежали дружинники, нас вывели.

Советской пропагандой делалось все, чтобы слово «стиляга» стало ругательным. Этим термином старались обозначить тунеядцев, спекулянтов, потенциальных изменников родины («Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»). Хотя в большинстве стиляги были вполне законопослушные и хорошо успевающие студенты.

– Особой жестокости по отношению к стилягам в Кирове не было, – говорит Владимир Шишкин. – Были комсомольские дружины, была милиция, но не припомню, чтобы у кого-то брюки прилюдно распарывали или волосы обрезали.

Но даже и без «антистиляжной» пропаганды город Киров в 50-е годы был одной сплошной «окраиной», как упомянутый Мильчаковым микрорайон завода ОЦМ. А у рабочих парней и без идеологической подоплеки для всего инородного находился большой мозолистый кулак. Так что невозможны были стиляжные танцы в каком-нибудь заштатном ДК. Собирались по квартирам...

***

…А из каменнолицых комсомольских активисток, из тех, кто гонял стиляг, и убеждений не сменил, выросли такие же каменнолицые школьные завучи, которые через 20 лет стали гонять с уроков волосатых и клешастых «хиппарей». Но уж в эту эпоху система дала сбой – в отличие от единичных стиляг с коком на голове в эпоху «Битлз» «обволосатели» все парни поголовно, девицы переоделись в мини-юбки, а рок-н-ролл стали играть даже на школьных танцах.

ЧТО ПЕЛИ СОВЕТСКИЕ МУЗЫКАНТЫ-СТИЛЯГИ
Это были переводы или вновь придуманные слова на известные мотивчики. Самыми популярными были куплеты: «Жил в деревне старик, ел он щи да кашу. Но попал тот старик в джаз-банду нашу. Стал он клевым чуваком, стал жевать резинку, тянет с нами самогон через соломИнку». Позднее, после нашумевшей операции по спасению солдат, унесенных в океан на барже, возник подпольный советский рок-н-ролл: «Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зиганшин скушал свой сапог».

Евгений Пятунин,
опубликовано в газете "Вести.Вятка" www.vestivyatka.ru

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author