bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Одиночество в сети

 С трудом осилила книжку Я. Вишневского, которую насоветовали мне несколько филологов(!) подряд, как "обязательно прочти". Даже не дочитывала ее, а долистывала...

Единственный вопрос, над которым эта книга заставляет задуматься - это вопрос "И чё?"

Сложилось ощущение, что автор писал это роман сразу с определенным расчетом - хорошо продать его.

Роман должны купить женщины и влюбленные. Отсюда хорошо нам известный стиль дамских любовных романов, со множеством эротических отступлений (так, для красоты) и душещипательными историями, выжимающими из читателя потоки розовых соплей слез. Только к чему было столько трагизма? Что хотел сказать этим автор? Что любовь всегда трагична и безнадежна? Надо сказать, что и стиль кривоват. Или переводчик подкачал?

Роман должны купить поклонники "Анны Карениной". Отсюда узнаваемая сцена самоубийства героя, предвосхищаемая в начале книги. Только - зачем эту цитату включает автор? Что читателю с ней делать дальше?

Роман должны купить почитатели книг про войну, а особенно книг про противостояние Польши и Германии. Отсюда намеки на поездки в Освенцим, поездки то в Варшаву, то в Берлин. Намеки на то, как поступили немцы с родственниками героев в свое время. Только развития эта тема также не получает. Опять же: "И что?"

Роман должны купить те, у кого был виртуальный роман. Автор не прогадал. Такой роман был у многих, что позволяет им подумать: "О, это про меня!" Но такое чувство, что автор сам никогда в сети не общался. Ну что это за послания в два авторских листа по аське? Да даже и по электронной почте. Ну ей-богу...

Роман должны купить поклонники компьютерной литературы и хакеры. Автор и их не обошел. И вот мы уже читаем историю создания аськи и смешную историю про то, как при удалении письма сломался (буквально на куски!) сервер...

Не упустил автор и научно-популярную составляющую. Так, чуть ли не под графом "А знаете ли вы что..." узнаем мы, что от трехдневного голода можно достичь просветления и пр. ... а также узнаем мы про геном.

Вот про геном автор написал действительно красиво. И действительно не пошло. И даже поэтично. И не избито. И действительно интересно. Вот только часть про геном и оставила бы я в книге... Но кто ж такое купит?

Сколько-нибудь самостоятельных мыслей и философии в романе, увы, я не обнаружила...

Символы в романе не работают. К чему был этот любимый героем зеленый цвет? Ну вот у Сонечки Мармеладовой зеленый драдедамовый платок был символом богородицы. В "Слове о полку Игореве" цветопись передавала классические цвета иконописи. А здесь зеленый цвет обыгрывается к чему? Просто, чтобы был? Или вот к чему она полчаса код на двери подбирает? Что потеряла бы книга, если бы она не перебирала бы эти цифры? По-моему, ничего. Как ничего не потеряла бы она без одной из этих многочисленных историй.

Есть в романе также противопоставление переписки и реального мира. Наталья не слышит, и в переписке описывает для нее мир. В переписке по аське герои вынуждены описывать друг другу свое окружение. Только и эта эта линия в романе не получает разъяснения. Переход в общую реальность невозможен - Наталья погибает, а потом и герой погибает.

Характеры персонажей плоские. А портреты пошлые. Как описать отпечаток помады на визитке? А вот вам классическая красивая форма губ (добавим еще: как у мамы). Если блузка - то обязательно расстегнутая. Если ноги - то обязательно длинные. Если грудь - то непременно большая. Ну и пленительные огромные глаза (непременно зеленого цвета).

В композиции тоже ничего такого особенного. В эпистолярный роман по-возрожденчески нанизаны бусинами вставные новеллы. А заканчивается роман вообще крайне пошло. Ну что стоило бы автору просто развести героев? Закончилась их переписка - и мир не перевернулся: все те же будни, и ничто уже не напоминает об этой истории, кроме... (и тут какая-то волшебная деталь). Ну или типа того. Но нет, по-автору надо и помирать так с песней: героиню нужно непременно оставить с ребенком (по имени Якуб) от пьяного мужа, а героя непременно надо раздавить под паровозом (прям "Разбежавшись, прыгну со скалы..."). Да и к чему этот ребенок появился? Просто так, чтоб был?

На этом и остановлюсь, пожалуй. В общем, роман не только оказался не "must read", но и вообще посредственный оказался роман. Никак не заслуживающий того ажиотажа, который вокруг него образовался...
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author