Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

  • Mood:

Часть 3. Севилья

Из Гранады в Севилью я снова ехала автобусом. К счастью, здесь мы имели уже нормальный автобан с 6 полосами и скоростью 120, и катились без остановок и задержек, всего-то 2,5 часа или около того. Водитель, правда, всю дорогу трындел со знакомой, вот же болтушки эти испанцы!
Дорожные пейзажи с ровными рядами плодово-ягодных, солнечными батареями и белыми городами:

Севилья
Культурная столица визиготов, крупный речной порт на пути к Атлантике, мавританская столица, а после открытия Америки – монополист по торговле с новым континентом… Город садов и апельсиновых деревьев, студенчества и купечества, фламенко и корриды, всего испанского, что есть в Испании. Севильцы обожают свой город, и их легко понять – в Севилью невозможно не влюбиться.
Севилья ловит медленные ритмы,
и, раздробясь о каменные грани,
свиваются они, как лабиринты,
как лозы на костре.

В Севилье почему-то разыгрался мой несуществующий географический кретинизм; я не нашла на автовокзале информационного центра, зато нашла карту на остановке автобуса, сверилась с ней (гуглокарты не помогают вообще, я по ним даже в Питере не могу ориентироваться) и пошла… в обход. Сделала петлю вокруг очень красивого – кто бы спорил – Военного музея, что украшает собой площадь Испании, потом не без помощи аборигенов настроилась на нужный курс. Прошла мимо Университета и по проспекту Конституции вывернула к Собору… О да, он производит впечатление. Там был инфоцентр, у них я взяла карту, кучу проспектов по шоу фламенко и уточнила, как дойти до отеля – он был совсем рядом, на боковой улочке. Изучение проспектов показало, что – вау! все рядом! – и я, не теряя особо времени, отправилась узнавать про билеты. Все, правда, было закрыто, что не помешало мне прекрасненько погулять по городу.
Несмотря на то, что город довольно большой, между основными достопримечательностями вполне можно перемещаться пешком, хотя для ленивых есть и трамвай, и автобусы, и даже метро. Собор и Алькасар находятся друг напротив друга, а окружают их Эль Аренал, Эль Сентро, еврейский квартал (баррио Санта-Крус) и сады, переходящие один в другой и тянущиеся до площади Испании. На другом берегу Гвадалквивира еще есть Триана, бывший цыганский район, и остров Картуха, где раньше был монастырь, а потом разместилась Экспо-92. До туда я, скажу честно, не добралась – было что посмотреть и в моем районе.
Сразу от Собора начинается Juderia – характерный клубок заполненных ресторанами и сувенирными магазинчиками узеньких улиц, которые встречаются на небольших площадях и разбегаются снова. Характерная особенность севильского квартала – апельсиновые деревья; здесь их больше, чем где бы то ни было. Говорят, весной они наполняют город чудесным ароматом своих цветков. Вечером главная опасность района – это ночная жизнь; идешь себе тихой безлюдной улочкой, наслаждаешься спокойствием, а потом заворачиваешь за угол… и попадаешь в лабиринт столиков из нескольких окрестных ресторанов, которые перегораживают все невеликое пространство улицы, а ужинающие испанцы создают приличный уровень шума. Места так мало, что, бывает, ресторан находится в одном здании, а кухня – в другом, через улицу, и официанты бегают туда-сюда с тарелками. И, разумеется, в Севилье тоже есть патио – некоторые из них можно увидеть, если открыты внешние двери. Покружив по баррио, я не стала затягивать и отправилась в Собор.

Севильский собор
Не то самый, не то один из самых крупных соборов в мире построен на месте мечети, от которой остались башня Хиральда и Апельсиновый дворик (в одном месте прекрасно виден стык мавританской арки с христианской дверью). Строители решили, что называется, отжечь, и им это удалось. Среди сокровищ, таящихся за высокими стенами – крупнейший в мире алтарь с более чем 1000 резных библейских фигур, гробница Колумба (с запутанной историей о том, настоящие ли в ней останки, в которую мне лень вникать), роскошный хор, яркие витражи, 475-килограммовый серебряный монстранц, картины, картины, картины…
Обхожу собор по кругу:


По собору я бродила до самого закрытия, чувствуя, как потихоньку оттаивает сердце после расставания с Альгамброй) Готика остается моим безусловно любимым стилем, и величие готических соборов, тем более – такого масштаба, завораживает. Открыв рот, бродить по нефам, рассматривать детали украшений, затаив дыхание, ловить отсветы от витражей на могучих колоннах, тихонько присесть на краешек скамьи и вертеть головой, пытаясь хотя бы взглядом охватить всю красоту… Готика удивляет меня всем: и тем, как тонны камня смотрятся такими массивными и в то же время легкими, и как чудеса инженерной мысли позволили, в первую голову, создать всю конструкцию, и как бесконечно разнообразны украшения…

А когда становится уже совсем невмоготу от восхищения, надо просто выйти через боковые двери в Апельсиновый дворик.
Площадь. Спелых апельсинов пламя
золотит листву над головой.

Здесь солнце светит сквозь зеленую листву деревьев, в которой прячутся маленькие солнышки-апельсинки, здесь в мостовой сохранились канавки, которые, подозреваю, раньше были заполнены водой из небольших фонтанов, здесь тихо, светло и покойно. Апельсиновый дворик, можно сказать, окончательно вернул меня к жизни)
Дворик и украшение ворот в него:

Да, еще я, конечно же, поднялась на Хиральду. Благодаря тому, что в ней не ступени, а пандус, делать это легко и, я бы даже сказала, приятно, вспоминая множество других башен, на которые мне приходилось карабкаться) Кроме того, по дороге можно выглядывать из окон и рассматривать горгулий, пинакли, краббы и прочие готические чудеса близко-близко. Ну а с самой башни открывается великолепный вид на белоснежную Севилью и на ее крышную жизнь)) Правда, когда колокола прямо над моей головой отбили три четверти, я поняла, что надо сваливать до того, как начнут бить 6 вечера)

В конце концов из собора меня выгнали, и я пошла к реке, на кораблик. Не знаю, что на меня нашло, но я увидела толпу садящихся туда же детей и не изменила планы. Временное помутнение, иначе не скажешь. Естественно, тихой прогулки на закате с этой вопящей ордой не получилось. Набережные не сказать чтобы сильно интересны, основное развлечение представляют мосты, их много и они очень разнообразны – какие-то были построены все к той же Экспо-92, какие-то возводил еще Эйфель. Погрузка происходит у Золотой башни, одной из landmarks (как они по-русски?) города, кораблик проходит немного в одну сторону, потом разворачивается и идет за Картуху, прежде чем повернуть обратно. На реке очень много гребцов, прямо как у нас катеров на разводе мостов)))

Последним развлечением дня было шоу фламенко, версия туристическая, хотя и в меру. Двухчасовое представление в небольшом типа-клубе, 6, если не ошибаюсь, танцоров. Девушка с шалью, девушка с длиннющим хвостом платья, с веером и "классическая", и два танцора. Один был настоящим вуглускром, а так как сидела я с краю, пришлось потренироваться быть страусом, вытягивая шею. Неспешно потягивать холодную сангрию и любоваться движениями танцоров – что может быть лучше вечером в Севилье. Кстати, ole! лучше всего получается у туристов, факт. Они больше стараются.
После шоу побродила по баррио, зашла во все еще открытые Сады Мурильо, подивилась на огромный платан (это я тогда еще огромных платанов не видела, оказывается)… Собор от ночного освещения только выигрывает, стенам добавляется рельефность, да и вообще такая громада на фоне черного неба не может не впечатлять. Еще дошла до набережной, посмотрела, как там обстоит дело с подсветкой… Все хорошо, только ярчайшие прожектора на пришвартованных корабликах мешают ходить и фотографировать, потому что сквозь их свет не видно ничего. На другом берегу приметила теннисные корты у самой воды, со стеклянными стенами – изнутри, полагаю, ничего особо не видно, а снаружи смотрится классно. Здесь, в отличие от Кордобы и Гранады, было тепло, хотя время шло к полуночи – градусов 20 или около того, поэтому домой не хотелось вообще, категорически. Не спрашивайте, как я заставляла себя вернуться в отель после ежедневных прогулок по 12-14 часов)))
Ночная Севилья:

Не знаю, куда запихнуть слова про отель, поэтому запихну сюда) По мне, была бы в номере кровать и душ, а остальное мелочи – так что однозвездочность меня не пугает. Иметь возможность жить в 200 метрах от собора за очень небольшие деньги – это приятно, но все же именно этот отель я выбрала не просто так. Он оформлен как большой дом, с патио в центре, и все номера в нем – как будто бы гостевые комнаты в усадьбе. Двери на галерее открыты, можно выглянуть в патио, в углу которого находится ресепшен, а посередине – фонтан и много зелени, в нишах стоит антикварного вида мебель и заполненные книгами шкафы… В номере все не в пример проще)) Душ так и вовсе был небольшим углублением в полу, полузакрытым занавесочкой. Как говорится – ну и шо)) Еще и напротив отыскалась прикольная замена надоевшему мороженому (тем более что в Испании это не очень любимое Carte d`or) – замороженный йогурт. Гораздо более свежий вкус, а два наполнителя и топпинг можно выбрать из порядка 30 разновидностей.

Завтраков в отелях у меня не было, поэтому приходилось искать место для еды. Приглянувшийся мне тапас-бар был набит битком даже в 8 утра, на ожидание в ресторанах было жалко тратить время, и в итоге я нашла сэндвичную на проспекте Конституции, с уличными столиками с видом на Собор. Там были свежие салатики, тортильи, выпечка и свежевыжатый апельсиновый сок – что еще нужно для счастья, особенно когда есть возможность смотреть, как золотятся стены в первых лучах солнца.
После завтрака меня ждал Алькасар, который еще называют маленькой Альгамброй. Ну не знаю, не знаю… Слишком он разный, хотя это, наверное, хорошо – каждый может найти себе уголок по вкусу, будь то тихий уголок одного из садов или пышные залы дворца дона Педро. Во дворце этом, выполненном в арабском стиле, сохранилось оригинальное разноцветье резных орнаментов вкупе с темным деревом и позолотой артесонадо. Говорят, Альгамбра раньше тоже была такой – в таком случае, я могу только порадоваться, что сейчас на ее стенах преобладают белый и синий. Общее впечатление – пышно, пестро, чрезмерно, тяжеловато. Альгамбра – это воздушная пена, Алькасар – земной дворец земных правителей. Разумеется, приступ хотения в Альгамбру не заставил себя долго ждать, и я спасалась в тенистых патио правого крыла, украшение как минимум одного из которых, Кукольного, действительно было привезено из Гранады. В той части дворца народа мало, все туристы бродят по центральным залам, задрав головы, и делают вааау на тамошние роскошества и излишества. Имхо, кстати, но символика королей западного мира плохо смотрится среди арабских орнаментов.


Путеводитель говорит про "тихие сады Алькасара", ага, тихие my ass. Садов несколько, они опять же как-то называются и являют собой усовершенствования более поздние, чем дворовый комплекс. Хорошо пробираться между поливалками, которые настроены на газоны, но иногда сбиваются, ловить радугу и попадать под прохладные брызги. Хорошо идти по галерее, разделяющей сады, и смотреть на клубящийся у фонтана народ. Но самое лучшее – выйти из комнат в сад, кажется, Трои – густая тень навеса из плюща, солнечные зайчики по стенам и изысканный ажур раскрытых кованых дверей. По дорожкам одного из садов бродит бесхвостый павлин – я хотела встретиться с ним в укромном уголке и ощипать, но мы пересеклись на оживленном пятачке у кафешек. Повезло курице))


В каком-то из залов была выставка вееров. Очень любопытно и показательно))) Особенно пленили меня французские веера, с перламутром, в розово-голубой гамме и с пухлыми румяными дворяночками и дворянчиками, фугадость)) Контраст с черным кружевом вееров испанских поистине убийственен.

Продолжая тему садов, отправилась в сторону площади Испании через Университет и сад Марии-Луизы. Университет ныне занимает здание бывшей табачной фабрики, по нему можно походить, позлорадствовать на носящихся студентов, заглянуть в приоткрытые двери аудиторий и покрыться зеленой завистью при виде студенческих группок на солнечных лужайках во дворе. Я тоже хотела к ним присоседиться, да времени не было. Вообще, мне кажется, очень трудно учиться в таком красивом здании, в таком красивом городе, когда двери и окна настежь и за окном все цветет и солнышко светит и вообще лепота. Уважаю севильских студентов)) Хотела прикупить себе что-нибудь с символикой, ибо севильский Университет – это круто. Рубашка поло попалась мне только в одном магазине (это был мегауникальный магазин, учитывая общее однообразие выбора, потому что там же мне встретился единственный на всю Испанию магнит со спрутом), куда я впоследствии не вернулась, а футболки с мулькой во все пузо брать не хотелось. Обломс.

Площадь Испании, как и парк вокруг нее, были созданы к Испаноамериканской Экспо 1929го. Площадь очень любопытна: круговой канал, по которому плавают лодочки, в центре - остров-площадь с подобием фонтана (круг в круге в круге), все перила выложены изразцами, а обрамляет площадь, если не ошибаюсь, Военный музей, в котором находятся и правительственные конторы, и какие-то военные структуры. Здание красного кирпича, опять-таки с изразцами, по внутреннему полукружию которого расположены картинки, представляющие значимые эпизоды из истории значимых городов Испании. Я их себе пофотографировала на изучение, потому что рассматривать на месте было очень жарко. В здании также есть галерея второго этажа, открытая полностью, и балкончики на третьем этаже, куда можно подняться. Тутошние асулехо, как и в Алькасаре, покрыты перламутром и красиво переливаются. На одной из лесенок в тени галереи тихонько играли на гитаре… ах эти гитарные переборы, всегда-то они красивы, всегда к месту…


В самом парке приятно гулять, он очень тенистый, и периодически встречаются разные сооружения, возведенные все к той же Экспо, Я дошла до беседки на горке в дальнем конце, повернула обратно и вернулась в отель на часик сиесты, уж очень было жарко.
Дальше я отправилась искать арену, которая по неизвестным лично мне причинам считается одним из красивейших и значимых зданий Испании. Где-то в точке предполагаемого ее появления увидела толпу, тусующуюся под аркой и подумала, что это, должно быть, оно. Заглянула, но дворик показался мне ресторанным. Ругаясь, обошла с набережной и только там поняла, что таки это оно и было, просто севильская арена не похожа на все прочие, что я видела в Испании. Обычно они напоминают колизей, эта же… Даже не знаю. Белая с золотом, невысокая, окружена домами так, что форма не видна. Севильская публика считается одной из наиболее взыскательных в Испании, и выступления на здешней арене очень престижны. Я не разбираюсь в тонкостях корриды, критерии удовлетворения зрителей мне неизвестны и непонятны, поэтому я решила принять это как данность, а в музей не идти)
В Эль Аренал еще есть церковь госпиталя Каридад – фактически, хосписа, - в которой основатель собрал работы трех лучших севильских художников того времени на тему бренности бытия. Меня эта церковь, скажу честно, слегка пришибла, и не только картинами и алтарной композицией – нивапрос, крайне выразительными, - а как-то общей атмосферой.

Короче, долго оставаться там не хотелось, и я поспешила наконец на север, к центру. А там что? Там ратуша (city hall, хотя на ратушу в общеевропейском понятии здание не похоже)), торговые улицы и несколько любопытных церквей. В одну из них – Сан-Хосе – я заглянула, пришлось возвращаться, потому что открывалась она только в 7 вечера. Церквушка очень маленькая, но внутреннее убранство стоит того, чтобы его увидеть – пышное барокко, все из темного дерева, очень камерное и в то же время сильное впечатление. В этой же церкви была статуя, которая удвоила степень моей угнетенности, еще не выветрившейся после Каридад. Обычно я к статуям святых и великомучеников равнодушна, они такие… святые все из себя, в общем, спокойно прохожу мимо, но тут… Впрочем, судите сами (последнее фото).

Чтобы развеяться, зашла в магазин бусин. О, это страшное место! 4 полки, заставленные ровными рядами пиалами с бусинами – стеклянными, деревянными, пластмассовыми, из натурального камня, и все по оттенкам (салатовый, оливковый, изумрудный, яркий зеленый, сине-зеленый, голубой и т.д.), разных форм и размеров… Отдельно стенд страз, отдельно металлические фигурки и бусины, отдельно детские, целая стена того, на что это все вешается – лент, проволоки, шнурков… Там же можно купить и готовые вещи. Вооружившись пиалой, я набрала себе пакетик на висюльку и теперь не знаю, как ее собрать))
Площади и домики Центра:

Тем временем можно уже было двигать на очередное шоу фламенко, на сей раз – в каком-то культурном центре, не помню как называется. При покупке билета мне сказали, что откроются в 8-30 (шоу в 9), я пришла в 8-27 и обнаружила, что мест уже почти не осталось. Сеттинг прекрасен: маленькое патио, плющ на одной из стен, в котором прячется фонарик, небольшой деревянный помост для танцоров, перед ним – плавающие в воде лепестки и несколько резных фонариков со свечами. Вокруг помоста под арками сидит народ. Мне повезло: передо мной сидели две девушки, и я видела всю сцену. Подозреваю, что с других мест второго ряда, не говорю уже о скамьях вдоль стен, все было не так безоблачно. Шоу длится всего час: певец, гитарист и два танцора. Никаких рюшек и вееров, только черное и белое, и минимализм классики.
Не спал я – распутать пытался
нити тоски и печали,
когда в окно моей спальни,
в ночные раскрытые дали,

песня вошла, рыдая,
сумрак пронзая летний;
земли моей андалусской
голос тысячелетний.

…Любовь – словно жаркое пламя…
Вздыхали, дрожали струны
под нервной рукой гитариста –
в свете звездном и лунном.

…И Смерть проходила неспешно,
костлявая, с острой косою, -
такой она мнилась мне в детстве…

И струны под нервной рукою
напоминали в печали:
ждет вечный покой и могила.

Стенанье песни старинной
прах над землей разносило…

На обратном пути случилось необычное. Район был вполне себе изучен и исхожен, и на выходе я свернула как-то на автомате. Но через какое-то время наткнулась почему-то на большую улицу с машинами, каких в районе церкви – только Конституции, а по нему ходят трамваи. Оказалось, что направление-то я держу хорошо, только иногда – не в ту сторону))) Тут бы мне развернуться и пойти обратно по той же улочке, но я умудрилась сделать такой крюк, что дошла аж до Сан-Сальвадора, где творилось что-то странное: площадь была забита народом (четверг, времени двенадцатый час), и шум стоял невообразимый. Что это была за сходка – не знаю. Так что до отеля идти было 15 минут, а я шла 45. Бывает)))
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author