Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Йель

Америка очаровавывает, окутывает, ошеломляет, возмущает, удивляет, радует, веселит, но не оставляет равнодушным. чаще всего ловила себя на мысли, что нахожусь на другой планете. не знаю, в чем причина, в океане ли, разделяющем нас, в том ли, что это рукотворная цивилизация, или и правда мы так несхожи. единственное, за что можно было зацепиться - это американские фильмы. в Нью-Йорке только так находила свое место на карте: вот я в фильме Вуди Аллена, вот я в Джармуше, в раннем Скорцезе, в Тарантино и т.д. ночные улицы - это, конечно, Скорцезе, спальные районы - Джармуш, квартиры на Манхаттэне (Вест Виллидж) с окнами на Центральный парк - чистый Вуди Аллен. все время казалось, что вот-вот он появится. ну а нам, конечно, хотелось, пройтись Бешеными псами по ньюйоркским улицам, со стволами под кожаными куртками, не дав чаевые за всего лишь 6 раз налитый кофе...

никогда прежде не была в университетском городе, это довольно странное место. в центре этот неоготический университет, самими йельцами прозванный Хогвартсем, где обучение стоит 80,000 долларов в семестр и где учатся либо дети самых богатых родителей, либо юные дарование, которым платят такую стипендию, чтобы они не чувствовали себя чужими на этом празднике жизни, а на окраинах города живут обыкновенные бедные люди в обыкновенных страшных многоэтажных домах. бомжей не меньше, чем в Москве, только они очень чистые и не алкоголики.

Йельская школа драмы считается лучшей театральной школой Америки. то, что я увидела на драматургическом факультете, и правда поражает. они набирают в год 3 драматургов (из 1.500 желающих, итого конкурс - 500 человек на место!) и учат их 3 года. это люди с высшим образованием, от 23 лет и выше, в среднем им около 30 лет, и у них к тому моменту, когда они поступают, уже есть пьесы, публикации, читки, а иногда и спектакли. глава факультета - знаменитый американский драматург Пола Вогел, которая постаралась процесс обучения сделать максимально творческим и неакадемичным. каждый год студент-драматург пишет пьесу, которую в обязательно порядке ставит режиссер с режиссерского отделения школы драмы, на площадке т.к. Йельского кабаре - чудесного студенческого театра, о котором я расскажу отдельно.

помимо того, что драматургов учат вчитываться в чужие пьесы (например, при нас разбирали "Вишневый сад" и Кэрил Черчил), преподаватели постоянно проводят с ними различные упражнения для того, чтобы пробудить их фантазию. это не имеет ничего общего с тем, как преподается мастерство в отечественных творческих вузов (могу сравнить со ВГИКом), и немного напоминает воркшопы Ройял-корта. больше всего меня поразило занятие по написанию либретто для мюзиклов и текстов песен. я не очень понимаю, что они там делают с людьми, но вот, например, я довольно легко придумала арию (правда в прозе).

на многие занятия могут ходить не только драматурги, но и студенты других факультетов (режиссеры, сценографы, звукорежиссеры). на занятию по либретто девочка-звукорежиссер написала такой монолог, что любой бы драматург позавидовал. вообще талантливых людей - тьма. невероятная аккумуляция творческой энергии.

с режиссерами все сложнее - правда, я ничего не видела, кроме парочки неудачных репетиций и одного ужасающего спектакля. но они сами говорят про кризис режиссуры, и наши ребята, конечно, произвели фурор. на некоторых встречах оказалось, что дела в нашей стране идут настолько лучше, что просто неудобно хвалиться. например, приезжал Тодд Лондон, который открыл в Нью-Йорке что-то вроде Центра современной драматургии для читок новых пьес и встреч молодых драматургов. и вот он начал жаловаться, что совсем нет экспертов в области американской новой драмы, критики не пишут, зрители не ходят, а те, кто ходят, принадлежат к пенсионному возрасту, но самая большая проблема - это блоггеры, потому что ругают читки на чем свет стоит, и к ним потом никто идти не хочет. ну, Остапа и понесло: дескать, у нас, в России, и критики про Новую драму пишут, и эксперты замечательные есть, которые собственно НД раскрутили, и блоггеры клевые, и публики завались, сажать некуда, отбиваться приходится, и возраста она самого что ни есть молодого... Лондон загрустил еще больше и сказал, что это феномен Восточной Европы.

вся жизнь Йельской школы драмы крутится вокруг Йельского кабаре - их студенческого театра. трехэтажное здание, внизу сцена, на втором и третьем этажах, над сценой, огромные реппомещения. каждый год объявляется конкурс, и на должности худрука Кабаре, директора, технического директора, арт-директора и т.д. берут самых клевых студентов. они работают совершенно бесплатно, но по-настоящему, и определяют репертуар, стиль и вектор движения Кабаре. студенческие спектакли живут очень мало, их показывают не больше 3-4 раз, после чего немедленно начинают репетировать новый. мы видели замечательную чеховскую "Свадьбу" студента-режиссера из Румынии (собственно это был лучший спектакль, который я видела в Америке), которую, сыграв за 2 дня 3 раза благополучно сняли. мы были в шоке. зато, конечно, после Кабаре, эти ребята могут рассчитывать на работу в лучших театрах Америки.

это, конечно, дисцилированная жизнь - в этом студенческом городе, ты выключен от мировых проблем и занимаешься только театром, если учишься в Школе драмы, или наукой. тут можно долго спорить, хорошо ли это. для актеров и режиссеров, думаю, это просто замечательно, ничто не отвлекает, а драматургам, наверное, сложнее, не хватает мусора жизни, может, отчасти поэтому пьесы, которые мы там слышали, очень далеки от черт бы ее побрал реальности. но это были очень талантливые пьесы и, вернувшись в обычный мир, я думаю, они наверстают.

фотки - отдельным постом.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author