Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Секс глазами философа.

      Современная философия чужда каких-либо тематических и стилистических ограничений. Писать можно (и пишут) о чём угодно и как угодно. Однако содержательный уровень философских сочинений резко понизился. И ещё, что самое примечательное, некоторые темы так и остались за границей внимания философов. Разумеется, не случайно. Но секс - вовсе не маловажная тема и её игнорирование неправомерно. Насколько мне известно, всерьёз рассуждал о сексе и эротике только один мыслитель - Станислав Лем, который больше известен как фантаст. Уже давно признано, что секс является одним из важнейших для человека аспектов жизни, мощным мотиватором поведения. С Фрейдом можно поспорить в его интерпретации сексуальности и поведения в свете сексуальности. Но это только создает дополнительную необходимость философского исследования сексуальной сферы. Психоанализ является мошенничеством, однако что может предложить наука и философия для объяснения сексуальности? Почти ничего.  Философ не может оправдываться "неприличностью" темы. В обыденных взглядах на секс полно предрассудков и заблуждений. Как ни странно, но большинство из них имеют культурное происхождение и связаны с религиозными и идеологическими доктринами, прежде всего христианством. Современный человек в отношении секса похож на атеиста - вместо переосмысления произошло переворачивание. Что было запретно - стало привлекательным, извращения - высшим проявлением сексуальности и т.д. По сути, современный человек сохраняет основу христианского отношения к сексу, воспринимая его как  что-то особое, отдельное от всего остального поведения, некую "изюминку", вносящую яркость в жизнь.
Понимания подлинного значения секса как не было, так и нет.  И к этому мало что добавляют советы многочисленных "специалистов" - сексологов, психологов. Давайте подумаем на тему секса.
       Секс определить и легко и сложно. Половой контакт. Но в гомосексуальном контакте пол исчезает. Получается, контакт одного человека с другим. Но что считать признаком контакта? Даже объятия, поглаживания и, тем более, поцелуй, есть контакт. И зачастую он носит эротическую окраску и является прелюдией к половому акту. Проще простого весь секс свести в конечном счете к половым органам и "манипуляциям" с ними. Тут сразу две натяжки. Вывести всю эротическую сферу за пределы секса значит идти против действительности, искусственно расчленять происходящее без всяких на то оснований. Второе: сам половой акт осуществляется двумя людьми, и в этом участвует весь человек, и тело и сознание, не только половые органы. Ведь можно рассматривать половой акт и как своеобразное физическое упражнение, не так ли? Сам половой акт содержит многие аспекты, которые обычно игнорируются. Из сказанного следует, что секс является частью жизни и должен рассматриваться как большой комплекс представлений, действий, условий... В сексе как таковом нет ничего "безнравственного", он не связан напрямую с продолжением рода и не ограничен накладываемыми рамками.  При этом секс своеобразным образом вписан в культуру и влияет на общество.  Все проявления сексуальности необходимо осмыслить, причем в их взаимосвязи. 
        Сексом можно считать любой телесный контакт и даже зрительный контакт (рассматривание обнаженного тела). То есть главное в сексе - воздействие на чувства, вызывание определенных эмоций. Повторюсь, дело не сводится к возбуждению половых органов и сексуальной разрядке. Сексуальная сфера не ограничена ни возрастом, ни полом, ни родством. Понятие "запретное" должно сразу быть исключено из рабочего лексикона. Запреты можно добавлять потом, но это уже отдельный разговор. Наблюдая за животными, особенно близкими к нам обезбянами (шимпанзе, бонобо), мы видим, что большое значение в их жизни играет телесный контакт, прежде всего объятия, похлопывания и поглаживания. Эти проявления сексуальной сферы имеются и у человека, но в сильно подавленном виде. Чаще всего они возникают у детей и у родителей по отношению к детям. Ничего "безнравственного" здесь нет. Погладить и обнять ребенка - нормально. Но почему мы гасим те же побуждения, став взрослыми? Желание обниматься не пропадает, но мы его чаще всего подавляем. В отношениях между двумя мужчинами различного рода телесные контакты так же уместны. Сейчас это воспринимается как выражение гомосексуальности, что чрезвычайно тенденциозно. Дружеское похлопывание по плечу, дружеские объятья - очень древня форма контакта. В раннем христианстве было распространено приветствие поцелуем (сейчас сохранилось у неоторых народов). Сексуальность вовсе не подразумевает половой акт.
        Телесный контакт необходим, это одна из основных органических потребностей. Мягкое касание другого человека свидетельствует о поддержке, заботе, солидарности. Это то, что сближает людей и поддерживает единство группы. Проблема в том, что в макрообществе сексуальность становится обузой. мы не можем проявить естественные склонности в отношении чужого человека и не можем получить знаки внимания, которые нам нужны. Зачастую телесного контакта не хватает даже между законными супругами. Сексуальность в современном обществе подавлена, что является причиной сильного стресса. Помимо указанного, сексуальность выражает симпатию к определенному человеку, выделяет его из других. Желание доставить (и получить) удовольствие соответствует этой функции как нельзя лучше. Погладить по волосам, поцеловать - эти виды телесного контакта способны утешить человека, поднять ему настроение, помочь сближению. Если мы перейдем непосредственно к половому акту и тому, что его сопровождает, то ласки перед коитусом вовсе не есть только прелюдия, они значимы сами по себе. 
        Не знаю почему только совокупление рассматривается как квинтэссенция удовольствия и единственная цель сексуальных стремлений. В разные моменты жизни хочется разного. Иногда нужны объятия, иногда ласковое поглаживание. То, что человек перестал быть чувствительным к таким действиям - большая беда. Тут во многом виновата культура с её запретами и предрассудками. Совокупление тоже рассматривалось как нечто запретное и грешное, хотя и с оговорками (род то продолжать как-то надо). Современный культ секса не есть освобождение и раскрепощение, не есть следование своим инстинктом и уважение к естественному. Культ секса есть культ запретного. Примечательно, что порнография и прочее из арсенала современного культа секса собственно к сексу отношения не имеет. Возбуждение ума - болезнь. Бессмысленная смена половых партнеров, погоня за числом не дает ничего. Посмотрите на так называемое "пикаперство". Разве подобное поведение приближает человека к сексу? На мой взгляд, напротив - удаляет. 
Мужчина может получать всё что ему нужно и хочется от одной женщины, если хочет и умеет (и женщина от мужчины, соответственно). Количество не имеет значение. А что же имеет значение в сексе, и с полным контактом и в обычном повседневном сексе (то о чем я говорил выше), что определяет качество секса и дает наибольшее удовлетворение?
       Уверен, что главным является отношение к данному человеку. Нельзя секс заменить игрушками и имитаторами, сделать секс виртуальным. Это даже не суррогат, это фантом, ничего общего с сексом не имеющий. В сексе необходимо чувствовать другого, вдыхать его запах, ощупывать его глазами и руками, испытывать близость. Особая привлекательность секса в безграничном доверии к другому. Но это, в свою очередь, предполагает наличие уже наличие некоего доверия. Секс с незнакомцем неполноценен. Смена партнеров приводит к утрате чувствительности, к безразличию. Есть и оборотная сторона - привязанность к одному партнеру может быть негативной, если нет полной открытости и настоящей любви. Поэтому зачастую брак убивает сексуальную привязанность, даже если семья сохраняется. Сейчас я говорю о сексе в целом, включая половой контакт, но по большому счету эта схема может распространяться и на повседневный секс. Действие должно быть рассмотрено не само по себе, а в зависимости от того, на кого оно направлено. Голый секс есть изобретение человека, мне трудно даже понять, как совокупление можно полностью выделить из всей системы отношений и личных взаимосвязей. Именно выделение секса как механического акта препятствует научному и философскому осмыслению сексуальности.
       Для философии особенно важно увидеть в сексе естественное начало, которое с развитием культуры постепенно подпадает под влияние норм и предписаний, а потом и вовсе подавляется и извращается. "Сексуальная революция" не вернула человеку радости секса и не могла этого сделать. Отношения между людьми далеки от естественных, а про образ жизни и говорить нечего. Такому фону соответствуют больше ненормальные проявления сексуальности, что мы и наблюдаем. Культ секса ущемляет естественную сексуальность ещё больше, чем прежняя культура с её запретами. Подчас вступают в половой контакт из предрассудков, обратным бытовавшим ранее. Если рассматриватьт все проявления сексуальности как естественные, то и оценка их изменится. Одно и то же действие, совершенное по желанию и против желания дает совершенно различные эффекты. В конце концов, изнасилование - тоже секс. И преступность не только в том, что такой секс - грубый, а в том, что он нежелательный. На самом деле, девушка (или юноша) и в ситуации насилия могли бы получить удовольствие, но не получают его. По сути, совокупление имеет место, а настоящего секса нет. Ведь мы с вами выяснили, что секс прежде всего сближение двух людей, обоюдное желание.
Секс начинается тогда, когда два человека ещё одеты и может быть вполне "невинным". Напротив, оргия с кучей партнеров в полном смысле слова сексом не является, скорее пародия на секс. Отмечу здесь интересный момент (он справедлив и для многоженства) - наличие более чем одного партнера создает ревность и напряжение. Природа не подразумевает коллективный секс, то всегда дело двоих. Когда "занимаются сексом", чтобы себе или другим что-то доказать, чтобы снять стресс, чтобы просто получить разрядку - наносят непоправимый ущерб своей психике. Но хуже всего, что "секс ради секса" становится общекультурной нормой. Культ секса парадоксальным образом ведет к угасанию сексуальности и неадекватному восприятию естественной сексуальности (как в примере с гомосексуализмом).
      Как философ, я считаю, что секс должен рассматриваться как главный способ взаимодействия между симпатизирующими друг другу людьми, как главный способ общения и сближения. Слова могут лгать, они для этого прекрасно годятся. Чувства не врут. Вместо того, чтобы сводить секс к половому контакту и механистически истолковывать последний, секс следует воспринимать как совокупность всех видов  чувственного контакта. То, что в сексе нет ничего постыдного - даже смешно доказывать. А вот то, что секс является одной из центральных составляющих жизни и без него жизнь становится пустой - мало кто понимает. Противопоставление романтической любви - чувственной любви играло в прошлом и продолжает играть негативную роль. Освобожедение естественных чувств вовсе не означает призыва к безнравственности и разврату. Достаточно изолировать вопрос допустимости от социальных предписаний и норм, от культурных стереотипов. Естественные чувства человека лчше любых учителей подскажут, как себя следует вести.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author