bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Сказ о том, как пьянчужка ценный тираж погубил

Как известно, книга-фотоальбом «Хабаровск» с фотографиями Евгения Кассина, Григория Расторгуева и Юрия Муравина переиздавалась в конце 1970-х и начале 1980-х несколько раз. Собственно, я делал на базе материалов из нее не менее полудюжины альбомов о Хабаровске так называемой эпохи застоя. В связи с тем, что мою библиотеку пополнил раритет 1979 года, расскажу связанный с ним анекдот, который не то является городской легендой, не то и вправду имел место быть.
Все издания упомянутой серии отпечатаны на отличной мелованной бумаге, полиграфия очень и очень хороша. И пусть на обложке гордо красуется надпись «Хабаровское книжное издательство», в ту пору в городе не было типографий, способных отпечатать подобную продукцию. Более внимательное изучение выходных данных буквально на последней странице легко объяснит феномен – там значится: «типография Фортшритт Эрфурт – ГДР».
И хотя это было удовольствием совсем не дешевым – заказывать печать в Германии, пусть даже социалистической, – хабаровские власти (а именно они, ясное дело, являлись заказчиками фотоальбома) уничтожили большую часть 30-тысячного тиража 1979 года. Пустили под нож уже по получении. По крайней мере так гласит достаточно широко известное предание. В любом случае фотоальбомы того издания встречаются редко.
Из-за чего же было принято радикальное и разорительное решение? А посмотрите внимательно на эту фотографию площади Ленина (напомню, что она уже давно являлась главной в городе). Если хорошо приглядеться, то на одной из скамеек можно увидеть возлежащую с ногами фигурку. Молва утверждает, будто это пьяненький мужичок отсыпается. Так или иначе, а Алексею Клементьевичу Черному, тогдашнему первому секретарю хабаровского крайкома КПСС, этот объект в кадре чрезвычайно не понравился. Много ли уничтожили книг в действительности, я не знаю, но в последующих переизданиях фотоальбома этот снимок (в отличие от большинства других) больше не появлялся.
Заодно можно обратить внимание на верхнюю линию застройки – городской скайлайн – тех времен. Ловлю себя на мысли, что он, потрясающе гармоничный, мне нравится куда больше современного, вспученного башнями азиатского образца.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author