bokitko_sofia (bokitko_sofia) wrote in lj_live,
bokitko_sofia
bokitko_sofia
lj_live

Волонтерство как феномен

Пока летел, отвечал на вопросы одного столичного СМИ о волонтерском движении. Я так понимаю, что мои ответы войдут в виде какой-то выжимки-нарезки в большой обзорный материал, и целиком их никто не прочитает. Поэтому решил привести полный текст мини-интервью здесь:

1. В чем на Ваш взгляд, основные причины неразвитости волонтерского движения в России?
Буду предельно банален: надо посмотреть на вечную пирамиду Маслоу. Волонтерская активность, как правило, начинается все-таки на достаточно высоких ее уровнях, когда свои базовые потребности человек уже успешно удовлетворил. Процент таких людей у нас гораздо ниже, чем на Западе - отсюда и волонтеров меньше. Зато у нас процветает не волонтерство даже, а "подвижничество", когда человек "отдает последнюю рубаху", помогает другим в той ситуации, когда, может быть, сам не меньше нуждается в помощи. 
 
2. Почему власть у нас часто воспринимает активность неполитических волонтеров как политически ангажированную или чуть ли не экстремистскую?
Потому что власть не для того долгих 10 лет выращивала систему, в которой балом правит серость, каждый сверчок знает свой шесток и каждый гражданин четко усвоил правило "моя хата с краю" или "от меня все равно ничего не зависит" - не для того, чтобы ставить эту систему, которая ей дает возможность успешно сидеть на трубе, в зависимость от каких-то там гражданских движений. Ведь гражданские движения дают мощнейший опыт в духе Yes We Can, который ничем уже потом не перешибить. Когда человек глотнул такого успеха, ему хочется ещё и ещё. И он начинает понимать, что от него тоже что-то зависит в этом мире. Крамольная мысль: и власть тоже зависит! 

3. Могут ли неполитические общественные движения в России работать с представителями власти конструктивно, не становясь при этом часть "вертикали власти"? Есть ли примеры, как это должно быть в идеале?
Нет, такое сотрудничество может быть только краткосрочным, тактическим. В стратегическом плане движения подобного рода власти принципиально не нужны (см. предыдущий ответ), и этим закладывается базовое противоречие, которое рано или поздно прорвется наружу. 
 
4. Какие социальные группы, в основном, представлены в российском волонтерском движении? Есть ли у нас различия в "социальном портрете" волонтера с Западом?
Через те или иные волонтерские активности проходит каждый молодой американец, почти каждый молодой европеец - о каком типичном портрете может идти речь? А в нашей стране, напротив, волонтерские активности крайне фрагментарны, и объединяют очень разных, в значительной степени случайных людей - о каком типичном портрете тогда, опять же, можно говорить?  В тех волонтерских движениях, которые я вижу вокруг себя - молодежь, айтишники, студенты-аспиранты, немного малого бизнеса, чуть-чуть - городской интеллигенции среднего возраста. Половой состав - равномерный. Но мне кажется, что отвечая  на этот вопрос таким образом, я уподобляюсь слепцу, который ощупывает ногу слона, и делает вывод о том, что слон похож на столб. Потому что где-то в другом месте (может быть, совсем близко), собрались и работают совсем другие волонтеры.
 
5. Могут ли быть в принципе полезны для развития страны волонтеры, созданные под эгидой власти (например, "Наши")?
Да, могут. Если все они пойдут и убьются об стену, то генофонд страны в целом значительно улучшится.
 


Subscribe

Comments for this post were disabled by the author