Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Храм Воскресения Христова

Сакральный смысл и назначение Москвы и Красной площади



Символически все христианские храмы восходят к храму Гроба Господня, воздвигнутому на месте Распятия и Воскресения Спасителя. Как главное свидетельство искупительной жертвы, лежащей в основе таинства Евхаристии, Гроб Господень стал прообразом всех христианских алтарей, которые, в свою очередь, воспринимались как иконы Гроба Господня.

За последнее десятилетие многие соотечественники смогли побывать в Иерусалиме и воочию увидеть храм Воскресения Христова. Те, кто не смог посетить Палестину, так или иначе знакомы с устройством этого храма благодаря доступной сегодня литературе.

Ныне Иерусалимский храм Воскресения Христова, или Гроба Господня, представляет собой целостный комплекс храмов, заключенных в единое тело Воскресенского собора. Наиболее важными его составляющими являются: храм-ротонда (Анастасис) с приделом Ангела и приделом Гроба Господня в центре, Каменная ваза — «центр земли», или «пуп земли», гробница Мелхиседека — первого Иерусалимского Царя, придел Св. Иоанна Крестителя, иначе — праотца Адама под Голгофою.



1 – Гроб Господень.

2 – Придел Ангела.

3 – Каменная ваза – «центр мiра».

4 – Гробница иерусалимского короля Готфрида.

5 – Гробница иерусалимского короля Бандуина I.

6 – Придел Св. Иоанна Крестителя, иначе – праотца Адама.

7 – Гробница Мелхиседека (по преданию).



План иерусалимского Воскресенского храма



В центре ротонды Воскресенского храма, на погребальном Ложе Спасителя, ежедневно совершаются три Литургии — православная, армянская и католическая, причем Св. Ложе служит и Жертвенником, и Престолом.

Голгофа — или Лобное место — возвышается на 3 метра над уровнем земли. «Название Голгофы дано сему священному месту, вероятно, по сходству означенной местности с формою черепа, или потому, что здесь часто бывали видимы черепа казненных преступников; по преданию же Церкви, здесь погребен Адам... Исполняется древнее пророчество ветхозаветного евангелиста пророка Исаии: и к злодеям причтен (Ис.53:12), так как Он был распят среди двух разбойников» [1]. Вековая борьба с князем мiра сего торжественно окончилась победою Креста. «Отняв силы у начальств и властей, Он властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15), «разрушил всю их силу, отсек и главу змиеву» (Св. Иоанн Златоуст) [2].

Когда император Адриан в 135 году перестраивал город, он, чтобы лишить христиан их святых мест, засыпал Голгофу землей и поставил на ней храм Венеры, таким образом точно обозначив место Распятия Спасителя. Животворящее Древо Креста Христова было обнаружено Св. Царицею Еленой в заброшенном подземном водохранилище рядом с местом распятия, вместе с двумя другими крестами.

История становления христианской Римской империи связана с тайной раскрытия убийства законного израильского Царя Христа. Расследование обстоятельств этого злодеяния, проведенное Свв. Императором Константином и Царицей Еленой, стало важнейшей опорой утверждения в Истине могучей христианской Державы — первого Рима, ставшего прообразом Рима Третьего — России.

Священнодействие вне церковных стен — одна из древнейших традиций христианства, о которой свидетельствует церковный историк Евсевий: «Во время общей скорби всякое место, как: поле, пустыня, корабль, гостиница, темница, были нам хвалебным храмом» [4].

Практика Богослужения вне стен храма берет свое начало в глубокой древности. Это и первый жертвенник потомков Адама, построенный около 7,5 тыс. лет назад в столице Месопотамии городе Эриду; это и жертвенник Праотца Ноя на горе Арарат и другие жертвенники, известные из ветхозаветной Истории.

Но вернемся к святым местам московского Иерусалима и его священной площади-храму.

Ее название «Красная» означает и «красивая», и (по цветовой символике) «огненная» — подобная «огнезрачному» божественному Престолу (известно другое имя Красной площади — Пожар). «Яко живоносец, яко Рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показался светлейший, Христе, Гроб Твой, источник нашего воскресения», — поется при перенесении Святых Даров с жертвенника на Престол. Красная площадь, по своему главенствующему значению в символике Первопрестольной и России, является перенесенным в Москву храмом Гроба Господня, или, что то же, храмом Воскресения Христова.

Церковный Престол — это четвероугольный стол-куб, расположенный в центре алтаря и знаменующий во время Литургии разные символы из жизни Спасителя, но прежде всего — Гроб Христов. Фигура куба, в плане — квадрата, психологически воспринимается как фигура «покоя», шире — «упокоения» (или «успения» в славянском языке) и в христианской космогонии является главным символом Церкви (как в смысле собственно храма, так и места собрания верных). В древнейших иероглифах буква «П» обозначалась графемой квадрата, а по церковно-славянски она именуется «покой».

По определению о. Льва Лебедева, Михаила Кудрявцева и других первооткрывателей сакральной градостроительной символики России, Троицкий собор на Красной площади (ныне именуемый Покровским или собором Василия Блаженного) символизирует Престол Святой Троицы. «Давно замечено, что его многочисленные внутренние церкви-приделы настолько малы и тесны, что могли вмещать лишь очень небольшое количество молящихся, поэтому весь собор был замыслен не столько как место молитвы, сколько как объект молитвы. В последнем значении он был с внешней стороны оформлен как многоглавый, красочный, затейливый «райский сад», как образ рая или «дома Отца» Небесного, где «обителей много» для праведников (Ин.14:2). По мнению исследователя А.В. Бунина, «при таком положении Красная площадь обеспечивала колоссальную «полезную территорию», тогда как самый храм становился ее своеобразным алтарем» [5].

Устройство московского Анастасиса раскрывается в многозначном названии Троицкого собора — главизны всероссийского храма-площади. Троицкий собор и проводимая в нем служба придавали наглядность идее Москвы как Нового Иерусалима. По свидетельству иностранцев, посещавших Москву в XVI-XVII вв., русские часто называли храм «Иерусалим» или «Горний Иерусалим», что подразумевает главенство этого храма в архитектурной символике Москвы и Красной площади после его возведения.

Если согласиться с общепринятым мнением, что Красная площадь — храм под открытым небом, тогда Троицкий-Покровский собор — киворий или сень над Престолом этого храма: во-первых, по пространственно-символическому значению в общей композиции Красной площади; во-вторых, по своей шатровой форме, и в-третьих, по одному из своих наименований — «Покровский». Поясним это.

Графический анализ пропорций Красной площади, проведенный Н.Н. Стояновым, показывает, что ее пространство соответствует традиционному плану христианского храма и фигурам вавилонов — символам-мерилам, которыми пользовались русские храмоздатели при разметке площадки перед закладкой церкви (аналогичные вавилоны, выложенные из камней, покрывали всю территорию площади, как это изображено на одной из гравюр XIX века). Сам же Троицкий собор располагается в центре алтарного пространства храма-площади, что соответствует его символическому значению престола.

По шатровой архитектурной форме, которая впервые стала употребляться в России со времен Царя Иоанна Васильевича, собор следует уподобить киворию над центральным престолом этого храма (в то время как сам его престол — это «место воскресения Христова и честный гроб» [7], что общепринято для символического значения последнего).

Подтверждением правомочности такого подобия является и одно из нескольких имен собора — Покровский. «Над святым престолом с древнейших времен устрояется род балдахина или сень. Сень эта от древнейшей своей формы... называется... по-русски киворий. [...] Св. Герман, разсуждая о значении сени, применяет к ней следующие пророческие слова: Бог содела спасение посреде земли, и прибавляет, что без сени этой нельзя понять значение сих слов, потому что... Иерусалим не для всех народов может быть срединою земли, напр. для индийцев или венецианцев. Посему, дабы истина вышеприведенных слов пророческих исполнилась, в олтаре, над престолом, и устрояется сень, которая изображает полукруглый покров неба, а землю означает престол, на котором невидимо присутствует Спаситель, соделавший наше спасение. После сего он говорит: “Святые отцы, как бы небо, устрояют покров над святою трапезою, и под сим покровом, называемым «киворием» (сень), среди четырех столпов возвышается, как земля, священный престол. В устройстве-то сени и исполняется слово пророческое: Бог содела спасение посреде земли”» [выд. — А. В.][7]. О символическом значении кивория как покрова над престолом говорил и Св. Симеон Солунский.

Алтарь храма также знаменует собой погребальную пещеру над Гробом Спасителя[8]. Если согласиться с тем, что Красная площадь — это храм, тогда Троицкий-Покровский собор символизирует собою киворий, или сень, над центральным престолом храма-площади (другое его символическое значение, о котором речь пойдет ниже, – собственно престол храма Красной площади, покровом которому служит уже само небо).

На Руси киворий над престолом, или «кивот», впервые появляется в XII в. в городе Владимире, в церкви Богоматери. Знаменательно, что этот период Истории Руси связан с явлением Богородицы Св. Вел. Князю Андрею Боголюбскому, которому Она обещала Свой покров и защиту Русской земле. В 1164 году повелением Вел. Князя устанавливается празднование Покрова Пресвятой Богородицы в знак безчисленных милостей и чудес, явленных Богоматерью русскому народу. В этом же году им воздвигнут первый храм в честь нового праздника — церковь Покрова Богоматери на Нерли.

Круглая ротонда над Гробом и расположенная в ней четырехгранная Кувуклия-часовня над пещерой, где было положено Тело Спасителя после снятия с Креста, изображались на древних иконах Воскресения Христова, на предметах мелкой пластики, мозаиках и книжных миниатюрах того времени, а также в виде Дарохранительниц, так называемых «Сионов-Иерусалимов». «Сионы-Иерусалимы» хранились только в наиболее значительных соборах в городах Киеве, Новгороде, Владимире и Москве.

Интересно в связи с этим отметить биполярность композиции иерусалимской церкви Воскресения Христова. Алтарь, всегда находящийся в восточной части храма и ассоциируемый с Раем, динамически соположен с Гробом Господним в западной части храма, по традиции являющейся репрезентацией ада. Подобно церкви Гроба Господня в Иерусалиме, в Троицком храме также отсутствует вход по западной оси.

Нетрадиционна ориентация и самого символического храма Красной площади — на юг. Это объясняется тем, что центр — Св. Гроб — сам является главным священным пространственным ориентиром. «Где икона — там и восток»,— говорили на Руси, считая восток эквивалентом верха, «горнего мiра».

Поэтому столь велико для нас именно центральное значение Красной площади, расположенной в геометрическом центре Москвы, «посреде земли» Московского царства, в границах европейской части средневековой Руси, той территории, которую наши предки, подобно Святой земле Палестины, промыслительно именовали Святая Русь. Это как нельзя более точно отвечает сакральной символике Красной площади.

Но и другое название Троицкого-Покровского собора, более известного сегодня под именем храма Василия Блаженного[9], имеет свое мистическое значение: греческое имя Василий означает «царский»... Святость в глазах мiра иногда может принимать крайние формы безумия, вызова этому мiру, юродства, так широко почитаемого на Руси во все времена[10]. «Говорят, что я безумный, — говорил один юродивый. — Но без безумия нельзя войти в Царство Божие. Чтобы жить по-евангельски, надо быть безумным. Пока люди будут благоразумны и рассудительны, Царство Божие не придет на землю»[11].

В 1927 году американцы предлагали советскому правительству выкупить Троицкий собор и по частям перевезти его в Америку. Зачем? Только ли как уникальное архитектурное сооружение?..

Имеет смысл задуматься и вот о чём: случайно ли нахождение мавзолея в сакральном храме Православия? Нечестивое сооружение стоит, как символ духовного порабощения русского народа, в самом сердце Третьего Рима и православного сакрального храма.
______________________________________
ПРИМЕЧАНИЯ

[1]Никифор, архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М. 1891. С. 167.

[2]Цит. по: Вениамин. Указ. соч. С. 39.

[3] Мифы... Т. 2. С. 332.

[4] Цит. по: Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. 1884. С. 34.

[5] Лебедев Лев, прот. Москва патриаршая. М. 1995. С. 298–299.

[6] Вениамин. Указ. соч. С. 14.

[7]Там же. С. 18.

[8] «Причина, почему одни и те же вещи принимают различное значение, есть следующая: так как невозможно устроить столько необходимых и различных вещей, сколько воспоминаются обстоятельства из жизни Спасителя, то одной и той же вещи даются многие значения, соответствующие разным местам, временам и словам». Вениамин. Указ. соч. С. 14.

[9]Все христианские храмы, посвященные разным именам, «без исключения суть храмы Господни, храмы Божии и селения славы Всесвятой Троицы». Вениамин. Указ. соч. С. 8.

[10]«...ни одна страна в мiре не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Россия». Ковалевский Иоанн, священник. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской Церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. М. 1991. С. 140–141.

[11]Спиридон, архим. Мои миссии в Сибири. Париж. 1950. С. 39–40.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author