?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Производство матрёшек или как я проходила практику
lennon
bleis wrote in lj_live

Одной из причин, по которой я пошла на журфак именно Вышки, была гарантированная практика с первого курса. Мне хотелось как можно скорее почувствовать профессию. Мне казалось, что всё, чем я занималось в пресс-клубе, было детским лепетом, хотелось чего-то настоящего, чего-то взрослого.
Эту практику я проходила в холдинге «Объединенные медиа», а точнее на www.bfm.ru. Интернет-портал родился в 2008 году, как сопровождение раскрученного и известного радио Business FM. Также в холдинг входит КИНО.фм и рекламное агентство «Объединенные медиа». Рулит всем Михаил Бергер.
Нас было трое. Как только мы пришли в офис на 2-ой Хуторской, нам главвред портала сразу заявил, что если нам неинтересно, то мы можем не приходить, а бумажки они нам напишут. Я была немного оскорблена такой постановкой вопроса «если неинтересно…». Мы сказали, что будем работать. Некоторое время нам объясняли, как устроен портал. Следующие три дня мы занимались правкой новостных сообщений за прошлый день. Ошибок было много – запятые, очепятки, неправильно построенные предложения.

Потом всё изменилось. Девочки пошли на радио, а я пожелала практиковаться в новостном отделе портала. Он работает обычно в три смены, но по случаю лета смены было только две. В выходные работают только два сотрудника: один выпускающий редактор и один новостник. В будни ленту новостей создают от 3 до 8 человек. В день на портале появляется в среднем 120 новостей.

Я приходила к 12 часам и уходила примерно в 17. За это время я успевала написать всего только 2 новости и иногда просматривала ленту на предмет ошибок. В основном новостники – студенты (или недавние выпускники?) журфака МГУ. Пишут быстро, только слышен стук пальцев по клавиатуре. В первые дни меня просто поражала их скорость.

Если коротко, то новостной отдел работает следующим образом. Выпускающие редакторы ищут новости на сайтах информационных агентств и дают их одной строкой в специально созданном для работы ЖЖ. Каждый сотрудник имеет доступ в этот блог и ставит тэг со своим именем на ту новость, которую он взял для написания. При этом он говорит об этом остальным, чтобы потом не было недоразумений. Новостник пишет новость, а потом сам ее публикует на сайте через так называемый админ. Технология публикации такая же как в ЖЖ, то есть появляется поле, в котором сотрудник размещает текст, редактирует, обновляет его по мере надобности, вставляет гиперссылки, ставит теги (конфликт, право, макроэкономика, персоны и тому подобное). После опубликования название новости вместе с именем автора, а также внутренней статистикой просмотров отображаются в сводной таблице. Выпускающие редакторы смотрят новости уже после опубликования и говорят, что нужно добавить, что убрать, а что просто исправить. Часто новость носит срочный характер, поэтому ее ставят на сайт сразу без бэка (без описания предыстории, в которой даны гиперссылки на соответствующие заметки на портале). Только потом его добавляют. В новостном отделе роль категорического императива играет лозунг «Нужно быть быстрее конкурентов!».

Кроме скорости важна ещё и яркость материала. Прочитают или не прочитают новость зависит от привлекательности заголовка. Обязательно, чтобы в заголовке содержался глагол, было действие. Хорошо, чтобы были цифры, конкретика, например, имя человека, компании, место события. Заголовок должен отвечать на вопросы: Что? Где? Когда? По длине он не должен превышать 60 знаков.

Наверное, это уже тонкости, но мне бросилось в глаза, что часто заголовок не совпадает с новостным поводом. Например, у меня была заметка про столкновение яхт в Подмосковье. Столкнулись они за два дня до этого, но возбуждено уголовное дело было только сейчас. Таким образом, возбуждение уголовного дела по факту столкновения яхт – это был информационный повод. Но в итоге заметка вышла под заголовком «В результате столкновения яхт пострадало два человека». Это было обусловлено несколькими факторами, во-первых, смерть или нанесение увечий всегда больше привлекает читателей нежели просто возбуждение уголовного дела, во-вторых, про пострадавших можно было написать, потому что ранее об этом происшествии портал не сообщал вообще, то есть эта информация не стала повтором. Примерно тоже самое было с заметкой про Онищенко. Он давал пресс-конференцию и наговорил много всяких вещей, каждая из которых могла бы стать информационным поводом. РИА Новости посчитали самым значимым его высказывание о повышении стандартов хранения пищевых продуктов в жару. У меня в первой строке это было отображено, но заголовок с подачи редактора говорил совсем о другом: «Онищенко призвал москвичей не купаться в заплёванных местах». Понятно, что «заплёванные места» куда интересней и вызывающи, чем какие-то там  стандарты хранения. И такие новостные заметки, в которых новостной повод не совпадает с заголовком, встречаются довольно часто.

Часто редактор был недоволен заголовками, и это недовольство сопровождалось директивами типа «Придумай, что-нибудь пострашнее», «Милиционер, берущий взятки, - это нормально. Найди какого-нибудь живодёра или насильника» и тому подобными. Вообщем было весело. Написать о том, что кто-то погиб, кого-то убили, кого-то поймали, осудили – это шик, потому что эти темы пользуются постоянным читательским интересом. Даже у читателей www.bfm.ru.

Есть много тонкостей написания новостей. Например, на портале вне закона буква «ё» и короткие тире. Иностранные названия чего-либо нужно писать латиницей и без кавычек. Пишутся только имена и фамилии, никакие инициалы и имена-отчества не допускаются. Должность пишется перед именем и фамилией, чтобы не ставить запятые, которые заставляют читателя спотыкаться.

Мне в принципе понравилось. Было интересно читать новости, наблюдать за работой коллег, даже осваивать навык рерайта было интересно. Но всё же мои заметки как и все новостные заметки были простой обезличенной склейкой. По-другому в данных обстоятельствах и быть не может, потому что важна скорость. Быть первыми! Важны факты, а не их анализ. Мне трудно было бы этим постоянно заниматься, потому что моя индивидуальность страдает от отсутствия самовыражения. Я всё-таки склонна думать, что я штучный товар, а не матрёшка. 

P.S. Работу в новостном отделе вообще не поворачивается назвать журналистикой. Это просто скоротной  рерайтинг и не более. Но эта практика вскрыла то, что к фактам до этого я не была внимательна. Важна последовательность событий, как кого зовут, важны точные формулировки, названия учреждений. В Вышке всё представляется как бы сверху, а тут меня опустили на микроуровень. И это в целом меняет мировоззрение. Сильно. Но я не хотела бы видеть мир как новостник. Всё-таки важно за деревьями разглядеть лес.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.