Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Марина Мнишек в истоках смутного времени.


Сегодня вся РОССИЯ празднует праздник иконы Казанской Божьей Матери в честь освобождения Москвы от поляков. Я хочу показать альтернативный подход к этому событию, как бы войти из черного, тыльного хода. Кульминация, фейерверки победы, шумное празднество, а где начало? САНДОМИР польский город. Город располагается в прикарпатской зоне. Часто идут дожди, много зелени, старых дубов и грабов, орешника. Достопримечательностью является первый в Польше из красного кирпича костел святого Иакова (он построен в романском стиле с элементами готики).

В этом костеле пострадал от татар святой Садок с 42 монахами доминиканцами, так же в этом костеле сохранилась единственная в мире живописная картина – «Рождество Св. девы Марии» на которой изображены ритуальные убийства христианских младенцев евреями, как они кровь используют для мацы, а детские тела кощунственно выбрасывают на съедение собакам; правда сейчас эта картина дипломатично завешена и ее увидеть невозможно, разве, что тайно пробравшись за завесу.

В Сандомире есть высокая и красивая ратуша. Недалеко от дубово-грабового леса высится костел обращения святого Павла, от которого начинается овраг Святой Ядвиги, известной обращением литовского князя Ягайло в христианскую веру и объединила Польши и Литвы (нынешняя Литовская республика и Беларусь). "Дикий литвин из дремучего леса" превыше всего почитал свою королеву, принесшую ему вторую корону. Рядом с ней он тоже стал благочестивым, носил черную одежду, не пил ничего кроме воды (большая редкость в те времена), выслушивал ежедневно несколько месс.

Так вот в этом историческом месте созрел план завладеть землями Московии. На неудачу воеводы Ежи Мнишека и его дочери Марины в их имение забрел таинственный Дмитрий царевич Московский. Марина была брюнеткой, имела большие выразительные глаза, взгляд смелый и пронзительный, особый шарм во всем; узкий нос и губы выдавали решительность ее характера. Димитрий молодой, отчасти красивый, да еще царевич. Тут и осадили Марину, видя, что в нее влюбился Московский царевич, панство, шляхта и ксендзы, уговаривая подзадорить Димитрия на решительные действа. Так и началось смутное время – корона Польская двинулась на крылатых конях в суровые Московские земли. Трудная судьба была этой женщины. Но это другая история……

Интересный момент, что первый кто привез в Россию вилку была Марина Мнишек. Так на своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Эта вилка стала чуть ли не поводом для народного восстания против Лжедмитрия. Аргумент был убийственно-прост: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола. Даже само слово вилка окончательно вошло в русский язык лишь в 18 веке, а до того времени сей предмет именовался "рогатиной" и «вильцами». Предубеждение русского народа против вилки было долгим и прочным. Вплоть до 20 века в широких народных массах вилка вообще не была известна, оставаясь принадлежностью аристократов и образованных. Русский народ считал вилку неудобной и ненужной, о чем свидетельствует поговорка "Ложкой - что неводом, вилкой - что удою". К вилке народ приучила, по существу, советская власть с ее системой массовых общественных столовых, где алюминиевая вилка полагалась каждому посетителю.

О злосчастной судьбе Марины написала стихотворение Марина Цветаева.
"Марина! Царица — Царю,
Звезда — самозванцу!
Тебя пою,
Злую красу твою,
Лик без румянца.
Во славу твою грешу
Царским грехом гордыни.
Славное твое имя
Славно ношу.
Правит моими бурями
Марина — звезда — Юрьевна,
Солнце — среди — звезд".
"— Марина! Спасибо за мир!
Дочернее странное слово.
И вот — расступился эфир
Над женщиной светлоголовой
Но рот напряжен и суров.
Умру, — а восторга не выдам!
Так с неба Господь Саваоф
Внимал молодому Давиду".
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author