Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Почва и храмы Древней Греции.

                  Хочу  коротко  изложить одну интересную работу по Древней Греции, которую сделал не историк, но геолог и почвовед.  /Gregory J. Retallack* Rocks, views, soils and plants at the temples of ancient Greece  Antiquity, 2008, 82 (317): 640–657/.

Его статья  получилась замечательным примером того, как специалист из совершенно иной, и даже не гуманитарной области может сделать весомый вклад в понимание закономерностей истории. Грегори Реталлак – профессор    Орегонского университета  несколько лет заинтересовался почвами, на которых стоят древнегреческие храмы. И вот к чему это его привело.

Автор исследовал взаимосвязь между 84 храмами классической Греции (480-338 гг. до н.э). расположенными в материковой Греции, на нескольких островах в Эгейском море и Кипре, и почвами, на которых они были построены. (рис. 1). Помимо почв исследовалась геология, ориентация храмов, и растительность.

 

Рис. 1. Схема храмов, которые были исследованы (черные кружки) и которые намечены для дальнейшего исследования (светлые кружки). На схеме отмечены также места, в которых находятся храмы.

 

 

Греция неровная -  29% территории страны находится  выше 800 м, 49 процентов составляют земли  с наклоном не менее 10%. Почвы там разные – от аллювиальных в долинах рек до подзолистых и черноземных (далее будут примеры).  Существенно, что почвы можно характеризовать по их развитости, плодородию.

 

Так вот, существенный результат – ассоциация божеств, которым были посвящены храмы, с типом почв, и, конечно, с типом вегетации на них.

На рис. 2 показана эта связь.

 

Рис. А. Степень развитости почвы и ее глубина в связи с посвященностью храмов божествам. B. Степень развитости почвы и ее тип в связи с посвященностью храмов божествам. C. Посвященность храмов божествам и растительность.

 

Я привожу также таблицу (табл. 1), которая показывает связи между божествами и почвами, позволив себе лишь дать вместо специальных названий почв  более привычные российские эквиваленты. Понятно, что почва обуславливает и характерную растительность, а та также связана с возможностями ее хозяйственного использования.

 

Табл 1. Божества, почвы, растительность.




 

  

Рис. 3. Иллюстрация связи почв и храмов.

 

В результате профессор Реталлак пришел к замечательному виду детерминизма – обусловленности культа бога почвами - через   хозяйственные условия, через аграрную экономику, поскольку поклонение божеству было связано с той деятельностью, которой оно покровительствовало. И тогда, когда аграрная деятельность была невозможна или становилась не основной, се равно возникающее занятие и, соответственно покровительство божества, сохраняло черты  того же детерминизма. Автор  сформулировал эти связи.

Храмы Афины и Зевса – городские жители.

Так, храмы городских жителей были посвящены Зевсу и Афине. Храмы Афины располагались на высоких местах, храмы Зевса в долинах на возвышениях. В том и другом случае выбор места задавался стратегическими соображениями, не плодородностью почвы. Геродот цитирует персидского царя Кира, который говорил в подобном случае: «Мягкие земли растят мягких мужчин. Твердые мужчины и прекрасные фрукты растут не на такой земле».

Храмы Артемиды и Аполлона – охотники.

Расположенные по всей Греции на местах от гор до морей, они объединены почвами, которая неплодородна, содержа мало органического углерода, тонка,  ярко окрашена, поскольку включает в себя выветренные породы. Это почвы не земледельцев, но охотников, храмы Артемиды и Аполлона расположены вне поселений. Платон жаловался, что когда-то и они были более богаты, но вырубка лесов привела к эрозии почв, вымыванию относительно плодородных слоев. «Почвы охотников» использовались в ранний период развития Греции.

 

Храмы Гермеса и Геры – пастухи.

             Почвы глинистые, пригодные больше для занятий скотоводством. Следы культа коровы отражены  имени Геры волоокая.

Храмы Деметры и Диониса -  земледельческие семьи

Наиболее богатые, годные для выращивания пшеницы почвы, служили важным источником питания  для всей Древней Греции. С ними связаны культы богов Деметры, заведшей культивацию пшеницы , и Диониса, аналогично принесшего виноград.  И  подвергались эрозии.

Храмы или святилища Ареса, Гефеста,  Гестии – земледельческие общины

Расположенные по рекам долины плодородной земли, намываемой реками во время разливов. Требовали, однако, коллективного освоения.

Храмы Посейдона и Афродиты - рыбаки.

Расположенные на побережьях, они связаны с рыбацким промыслом, поскольку прибрежные земли содержат много песка, известковых пород и соли. Но такие территории благоприятны для занятий рыболовством и местные жители компенсируют им невозможность обрабатывать землю. Собственно, и моряки и купцы естественным путем возникают из рыбаков.

Храмы Аида и Персефоны – отшельники.

Эти храмы расположены в крайне бесплодных местах, связанных, как предполагалось, с входом  подземный мир. Но, собственно пустынные места хороши и для пиратов.

 

Таким образом, греческий политеизм (многобожие) отражает не только разные занятия, но и разнородность общества (воины, земледельцы, пастухи, рыбаки, купцы, отшельники, и разные периоды развития общества.


Subscribe

Comments for this post were disabled by the author