bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Полвека воронежского троллейбуса

50 лет назад, 6 ноября 1960 года состоялось торжественное открытие троллейбусного движения в городе Воронеж. К тому моменту троллейбус был уже достаточно распространенным транспортом в Советской Союзе, так первая советская троллейбусная система была запущена в Москве в 1933 году. В Воронеже троллейбус был призван заменить трамвай, на центральных улицах города, поэтому его строительство на проспекте Революции было сопряжено с демонтажем трамвайной линии, проходившей там ранее. Первая линия, и первый маршрут связали городской Вокзал с Механическим заводом, рядом с которым, на улице Космонавтов, было построено первое в городе троллейбусное депо.


К открытию движения тщательно готовились – водители заранее прошли стажировку и обучение в Ростове-на-Дону, уже 31 ноября было подано напряжение на контактную сеть, 1 ноября проведена пробная обкатка, а к 5 ноября закончены основные приготовления в депо. К пуску движения было подготовлено 14 троллейбусов марки МТВ-82. Открытие движения должно было стать важным подарком горожанам к главному в ту пору государственному празднику страны. Поэтому всем деталям уделялось огромное внимание. Торжественный митинг по случаю начала движения провели на площади Ленина, откуда стартовали четыре троллейбуса – честь вывести на линию первый Воронежский троллейбус была доверена ветерану Великой Отечественной войны герою Советского союза, бывшему летчику Д.И.Лебедеву. Ныне первый и единственный действующий троллейбусный парк города носит его имя.

Регулярное пассажирское движения началось вскоре после открытия – 8 ноября, когда городские улицы освободились от колонн демонстрантов, а городская жизнь от праздников вернулась к трудовым будням. С тех пор и до нашего времени троллейбусная система только развивалась. Троллейбус был любим горожанами, в город поставлялись новые машины, сперва ЗиУ-5, потом ЗиУ-9 – прямые наследники модельной линии которых ходят по городским маршрутам и сейчас. Была даже небольшая поставка редких троллейбусов ЗиУ-7, которые не пошли в широкую серию. Позже был открыт второй троллейбусный парк, в Коминтерновском районе города, а затем и профилакторий на Левом берегу, в районе ул. Землячки.

Ухудшение состояния воронежского электротранспорта произошло в период руководства городом А.Я.Ковалева. Старейшее троллейбусное депо было сдано в аренду коммерческой компании, которая не вкладывалась в его развитие. Вскоре коммерциализировался и выпуск из второго троллейбусного парка. Движение стало сокращаться, а троллейбусы из цивилизованного и грамотно организованного транспорта стали превращаться в электрифицированные маршрутки. Особенно сильный удар был нанесен троллейбусному движению распродажей имущества обанкроченного МП «Воронежгорэлектротранс» - транспортные предприятия, создававшиеся десятилетиями, были проданы как земля для застройки. Половина первого троллейбусного депо ушла под торговый центр (другую часть выкупила и восстановила городская администрация), второе депо и профилакторий до сих пор ожидают ясности о своей дальнейшей судьбе.
И сейчас, не смотря на перевод троллейбуса в муниципальную собственность, восстановление одного из депо, закупку новых троллейбусов и ремонт части троллейбусных линий, троллейбусное движение находится под угрозой. До сих пор нет ясности по решению насущных проблем городского транспорта, и троллейбус, как самый технологичный и современный воронежский транспорт оказывается в сложном положении. Не смотря на заверения по отказу от дублирования маршрутов электротранспорта маршрутками, администрация города ничего не сделала, для их реального воплощения в жизнь. В городе осталась конкуренция на линии, руководству Департамента транспорта, похоже, не ведомы современные методы организации транспортного обслуживания населения – их бездействие выливается в сложное экономическое положение для муниципального транспорта, пробки для горожан, и огромную сферу теневой экономики воронежского транспорта, как видно очень выгодную чиновникам городской администрации.
Если так пойдет и дальше, если маршруты муниципального электротранспорта будут душиться коммерческими автобусами, на предприятии будут нарушаться нормы трудового законодательства, а вместо внедрения новых технологий и развития будут вечно заниматься латанием старых дыр, то наряду с «потемкинскими деревнями» в обиходе воронежцев появятся и «колиуховские троллейбусы».

Но все же сегодня у троллейбуса день рождения, более того – солидный юбилей. Поэтому юбиляр готовится принять подарки. Сейчас группой энтузиастов, знатоков истории транспорта из целого ряда городов, и даже стран завершается подготовка к выпуску книги «История трамвая и троллейбуса Воронежа», которая станет первым подобным изданием в истории воронежского электротранспорта. В частности в книгу войдут редкие фотографии из чудом сохранившегося, но пока не доступного для широкого круга горожан, ведомственного музея воронежского трамвайно-троллейбусного управления. Возможно, прикоснувшись к истории воронежского троллейбуса, и горожанам, и чиновникам, удастся лучше понять его значение и место в жизни любого современного города.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author