Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

"Тупые" американцы. Об американском образовании, науке и... обывателях.

Задорнов и народная молва твердо-натвердо вбили в голову россиянину "прописную истину" о том, что американцы тупые. Так ли это?

В начале расскажу о своих впечатлениях об американцах и об их интеллектуальном уровне. Затем напишу пару слов о системе американского образовании, науке и рейтингах.

Если обобщать, то американцы-таки не блещут эрудицией. И этому есть веская причина, которая по совместительству является более чем уважительной. Но обо всем по порядку.

Первое, что бросается в глаза, когда живешь в Америке - это явное деление общества на классы/слои при поразительной простоте, доброжелательности, вежливости и открытости людей. Здесь есть богатые поселки или кварталы, где жители имеют свой кантри-клаб, гольф клуб и пр. Здесь они встречаются, общаются, обсуждают бизнес, искусство и пр.

Эти люди ходят в театры, на выставки, аукционы, благотворительные мероприятия.

Но есть также районы бедные. Парковки трейлеров, черные и латиноамериканские кварталы.

Однако, следует отметить, что здесь нет снобизма, взглядов сверху вниз, пренебрежения менее богатыми/образованными/умными/красивыми (подставьте нужное слово). В стране победившего индивидуализма существует настоящее братство индивидуумов и "единство в многообразии" (кто не знает, это девиз разъедаемого ксенофобией Евросоюза). В США глава крупной корпорации вполне может прийти в дешевую забегаловку чтобы покушать любимый с детства чили, влюбиться в иммигрантку-официантку и жениться на ней. Но, тем не менее, классы существуют отдельно друг от друга и соприкасаются в основном только по делу. Однако социальные лифты всегда доступны для тех, у кого есть желание, способности и сила воли. Богатые здесь уважают трудящихся бедных за то что те стремятся достичь своих целей и pursuing happiness, а бедные уважают богатых за то,что они уже достигли.


В США "золотая молодежь" а ля Тимати и Ксюша Собчак (сценический образ, не имеющий отношения к уважаемой мною Ксении) - редкость. Таких можно встретить в парочке мегаполисов, но их действительно мало. Дети богатых родителей тут пашут как папы Карло с юных лет и еще успевают получить образование. Один раз моя знакомая пригласила меня домой. Она не выглядела как Грейс Келли или принцесса Диана и совмещала учебу с работой в колл-центре "911". Но когда я приехал к ней домой, то увидел настоящий дворец. Я сказал, что не знал, что она такая богатая. Она ответила: "Я не богатая. Мои родители богатые". Это и есть взгляд на жизнь типичного американца. Или американки. Без разницы. Феминистское движение здесь сделало свое дело и гендерные стереотипы здесь искоренены. Женщины так же хотят делать карьеру, как и мужчины. Но, уверяю, в суд подавать за джентльменское поведение, на вас, вопреки стереотипам, никто не будет. Обычно американкам даже нравятся european manners.

Но вернемся к тому, чему посвящен этот пост - к образованию. Как я уже написал, американцы, как правило, не блещут эрудицией. И причина этому - американская система образования, которое обусловлено, в свою очередь, экономической системой США, представляющей из себя экономику свободного рынка практически без вмешательства со стороны государства. Рыночная экономика предполагает рынок труда. Так вот, эрудиция абсолютно не нужна в условиях конкурентного рынка труда, где за рабочее место придется конкурировать, а получив его - держаться зубами и когтями, т.к., увольнение в большинстве штатов может произойти всего лишь желанию начальника,  и никакой профсоюз не поможет, т.к. они тут в основном слабые и беспомощные.
А что же нужно в условиях конкурентного рынка труда? Ответ очевиден: высокий профессионализм в своей области. Только он дает конкурентные преимущества. Так математик может не знать, кто такой Хеммингуэй, а историк - формулу воды. Зато американский математик, экономист, юрист, историк, химик, биолог, врач и пр. обычно гораздо квалифицированнее своих российских коллег. В США упор делается на узкую специализацию. Еще в школе большинство предметов выбирается самими учениками. Я уже молчу об университетах и колледжах. Если ребенок решил стать, к примеру, историком ему абсолютно не нужно и не интересно учить высшую математику, сложные физические и химические формулы. А будущему математику даром не нужна какая-нибудь география. Люди здесь учат то, что им пригодится в будущей карьере. Они делают все, чтобы стать асами в своих областях. Именно поэтому в США самая сильная в мире наука. Это подтверждает список нобелевских лауреатов. У США их 326 (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Nobel_laureates_by_country). У ближайшего преследователя - Великобритании - их 115. А у России, к примеру, 25. Да и из них львиная доля эмигранты. Особенно показательно поведение последних лауреатов Гейма и Новоселова, которые наотрез отказались возвращаться в Россию. Большинство самых выдающихся открытий происходит в США. Это и не удивительно, ведь в США самые лучшие условия для занятия наукой. Большинство научно-исследовательских институтов здесь частные и получают серьезное финансирование от заинтересованных лиц и предприятий. Да и государство не скупится на науку. Поэтому лучшие умы со всего мира приезжают в США, внося свой вклад в развитие американской науки. Моя мама, кандидат биологических наук, работала в Германии. Она рассказывала, как немецкие ученые мечтают заниматься наукой в США. Но популярный миф о том, что американская наука выезжает только за счет иммигрантов не верен. По количеству нобелевских лауреатов США лидируют во всех областях, за исключением литературы (хотя она, как и премия мира, имеют мало отношения к науке). Лидерство США не ставится под сомнения даже если определять принадлежность лауреата к стране не гражданством, а местом рождения (en.wikipedia.org/wiki/Evolution_of_Nobel_Prizes_by_country).

Steven Hawking

Американская наука бы не была сильнейшей в мире без самого лучшего в мире образования, которое тоже американское. В значительной степени, как и в случае с наукой, это обусловлено тем, что вузы все платные и на рынке образования тоже колоссальная конкуренция.

Конкуренция порождает качество. Именно поэтому практически все мировые рейтинги безоговорочно признают за американскими вузами мировое лидерство. Так, например, в рейтинге Шанхайского университета Цзяо Тун в первой двадцатке вузов 17 - американские (www.arwu.org/ARWU2010.jsp). С методологией составления рейтинга можно ознакомиться здесь. Университеты по областям смотреть здесь.

Итак, конкуренция на рынке труда делает нецелесообразным для американцев тратить время на приобретение энциклопедических знаний во всех областях. Но эрудитом здесь может стать каждый. В каждом городе есть публичные библиотеки, вход куда свободен для каждого, где имеется бесплатный интернет. Что касается вузов, то математик может, например, сдать историю искусств, заплатив предварительно за этот класс. А может и не платить, а просто приходить на лекции. Это, в принципе, может делать любой человек с улицы. При входе в вузы вы не увидите тут вооруженной до зубов охраны, исступленно проверяющей студенческие билеты. Зайти в университет (как частный, так и публичный) может каждый. Можно поговорить перед лекцией с преподавателем и он наверняка пустит послушать лекцию. А можно просто прийти под шумок, сесть в аудитории и внимать. Если же хотите получать диплом, то придется раскошеливаться. Образование тут дорогое. Около 20 000 долларов в год в публичных вузах для резидентов соответствующих штатов и около 50 в частных. Эти суммы включают в себя все: проживание, питание, учебники, парковку и пр. Но образование тут быстро окупается. Граждане и резиденты могут взять кредит у государства. Есть много частных образовательных кредитов. Очень много благотворительных фондов, которые с удовольствием оплатят учебу талантливым студентам. При каждом вузе есть отдел финансовой помощи, который тоже с удовольствием оплатит учебу тем, кто талантлив, но не имеет достаточных средств для оплаты обучения. Вот ссылки на страницы со стоимостью обучения в двух университетах, которые находятся не далеко от моего дома: University of North Carolina Chapel Hill (публичный) и Duke University (частный). Кстати, отслужившим в вооруженных силах государство оплачивает учебу.

Эрудиция в США дело добровольное. Кто хочет быть эрудитом может стать им легко и просто. Здесь для этого есть все условия. Наверное поэтому американцы, вставшие на ноги в плане карьеры, частенько берут в университетах классы, которые их интересуют. А много ли из нас, учившихся в российских школах, помнят те многочисленные физические и химические формулы, всякие "войны и миры",
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author