(561×800)
В течение XII века были созданы три новых ордена в Святой земле: Рыцари Храма (тамплиеры, или храмовники), Рыцари св. Иоанна (госпитальеры, или иоанниты) и Тевтонский рыцарский орден.
Могила рыцаря-госпитальера Бернарда де Файка (ум. 1382) в Каталонии. Испания.
Тевтонский рыцарь в белом плаще с черным крестом и «рогатым» шлемом. Германия, ок. 1304.
Все вступавшие в орден приносили монашеский обет, но организация была новой, по-военному жесткой и четкой; главнокомандующим всеми военными силами ордена являлся Великий магистр (гроссмейстер). Большая часть военных действий в Святой земле осуществлялась этими рыцарскими орденами, но часто они и злоупотребляли своим положением. После падения Акры в 1291 году судьбы этих рыцарских орденов сложились по-разному. Тевтонский орден был разгромлен в Грюнвальдской битве (1410). В 1525 году Великий магистр признал Реформацию, владения ордена превращены в светское герцогство Пруссию. Госпитальеры отступили сначала на Кипр, затем на Родос и, наконец, на Мальту, где и оставались вплоть до роспуска ордена в 1798 году.
В 1308 году госпитальеры обосновались на острове Родос, где в 1480 году их осадили турки. Они продержались до 1522 года, но потом вынуждены были перебраться на остров Мальта.
Самая тяжелая участь постигла тамплиеров. Невероятное богатство ордена, имевшего филиалы по всей Европе, привлекло к нему внимание могущественных врагов.
Арки клуатра разрешенной церкви тамплиеров в Сории. Испания.
В 1307 году французский король Филипп IV поверил (или сделал вид, что поверил) чудовищным обвинениям в гомосексуализме, ереси, богохульстве и колдовстве, приказал подвергнуть членов ордена аресту и конфисковал имущество тамплиеров. Высшие лица ордена во главе с Великим магистром после допросов и пыток были казнены, а сам орден запрещен папой Римским.
Тамплиеров ведут в тюрьму по вымышленному доносу. По настоянию французского короля Филиппа IV в 1311 году, с согласия папы Климента V, богатейший орден был разгромлен, его руководство казнено.
Церковь Санто-Стефано в Болонье. XI—XIII века. В интерьере этого храма есть архитектурные «цитаты» храма Гроба Господня в Иерусалиме.