Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

  • Music:

Чуть чуть психоаналитики.

Ох уж эти психоаналитики. От них добра не жди. ;) Сегодня прочитал вот такой вот интересный анализ:
...Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке,
которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка. Вопрос: какая
мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему
она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь
беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но
если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей
останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что Красная
Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать
не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается
впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или
она решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая такая
же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши,
лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему она не
бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать
волчий живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора
с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: "Он собирается
съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью".
Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на
эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого
со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки
зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.
1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью "несчастного
случая", чтобы в конце истории разразиться словами: "Hy разве это не
ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк...".
2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно
живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам
накличет на себя беду. Он, наверное, читал в юности Ницше (если может
говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка:
"Живи с опасностью и умри со славой".
3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное,
надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила
со своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или
по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной - ведь y нее
совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?
4. Охотник - очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать
побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно
подростковый сценарий.
5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и
даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра
заканчивается для нее удачно.
В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой.
Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом -
интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить
себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в
качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким
девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что
волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от
их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом
возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке
на целый день?
Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить
себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в
вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в
будущем, когда вырастет?

Вот уж точно, волкам нельзя гулять по лесу в одиночку.
Правда есть и мысли, которые пришлись мне по душе:

Сценарий: в ожидании Rigor mortis
Волшебная сказка может открыть элементы сценария, без которых трудно
докопаться до сути, например "сценарной иллюзии". Трансакционный аналитик
чаще всего полагает, что некоторые психиатрические симптомы возникают из
определенной формы самообмана Именно поэтому пациента можно вылечить,
исходя из тою, что его проблемы имеют своим источником фантастические идеи.
В сценарии, известном под названием "Фригидная женщина" или "В
ожидании Rigor mortis", мать убеждает девочку, что мужчины - это животные,
но долг супруги - удовлетворять их животную страсть. Если мать заходит
достаточно далеко, девочка может даже вообразить, что умрет в случае
оргазма. Обыкновенно такая женщина - большой сноб, она предлагает выход,
или "антисценарий", способный "снять" проклятие. Секс будет дозволителен,
если мужем дочери станет очень важная персона, какой-нибудь Принц с
Золотыми Яблоками. Если же это не удастся, мать обычно внушает дочери: "Все
опасности останутся позади по достижении менопаузы, когда ты уже ничего не
будешь чувствовать в смысле секса".
Здесь налицо три иллюзии: оргатанатос, или фатальный оргазм. Принц с
Золотыми Яблоками: благословенное освобождение или очищающая менопауза. Но
из них ни одна не является настоящей сценарной иллюзией. Девочка проверяет
оргатанатос мастурбацией и понимает, что это не смертельно. Принц с
Золотыми Яблоками не иллюзия, ибо как раз возможно, что такой человек
найдется. Можно ведь выиграть пари или получить четыре туза в покере -
такое маловероятно, но не мифично: это случается. А благословенное
освобождение - это не то, чего на самом деле хочет ее Ребенок. Чтобы найти
сценарную иллюзию, нужна волшебная сказка.


История Спящей Красавицы
...Рассерженная волшебница сказала, что девушка уколет палец вязальной
спицей и упадет замертво. Другая предсказала "Она будет спать сто лет".
Когда ей минуло пятнадцать, она уколола палец и мгновенно уснула. В это же
мгновение уснули все, кто был в замке. В течение столетия многие принцы
пытались пробиться к замку, но ни один из них не преуспел. Наконец, когда
настало время, прибыл принц, которому было суждено достичь цели. От его
поцелуя принцесса проснулась. Они полюбили друг друга. В это же время
очнулись все в замке. Они находились в тех же самых местах и тех же позах,
когда заснули, как будто ничего не произошло и не минуло столетия. Сама
принцесса так и осталась пятнадцатилетней, а не стала стопятнадцатилетнеи.
Она вышла за принца замуж, и по одной версии они зажили счастливо, по
другой - это было только началом их несчастий.
Мифология полна волшебными снами. Наверное, самый известный - это сон
Брунгильды, спавшей на вершине горы, окруженной огнем, который под силу
было преодолеть только герою, каковым и оказался Зигфрид.
События, описанные в истории Спящей Красавицы, безусловно с некоторыми
поправками, могут происходить. Девицы укалывают пальчики и падают в
обморок, а в сон они погружаются в своих "башнях". Точно так же "принцы"
бродят в поисках заколдованных красавиц. Единственное, чего не может быть в
жизни,- чтобы никто не постарел и не изменился по истечении многих лет. Это
и есть настоящая иллюзия. Именно та иллюзия, на которой строится сценарий,
в основе которого лежит появление принца. Девушке все еще будет казаться,
что ей пятнадцать, а не тридцать, сорок или пятьдесят лет и будто вся жизнь
еще впереди. Такова иллюзия, задержанной юности, скромная дочь иллюзии
бессмертия. И реальной жизни такую девушку почти невозможно убедить в том,
что "принцы" - это уже не те молодые люди, о которых она мечтала, так как
они уже достигли ее возраста и стали "королями", что для нее менее
интересно. Это самая грустная часть работы сценарного аналитика: разрушать
иллюзию, сообщать Ребенку пациента, что Санта Клауса в жизни не существует.
Пациенту и аналитику гораздо легче работать, если y пациента есть любимый
сказочный сюжет, от которого можно отталкиваться.
Одна из практических проблем подобных сценариев состоит в том, что,
найдя Принца, Спящая Красавица может ощущать рядом с ним свою социальную
неполноценность, поэтому она порой начинает выискивать недостатки и
разыгрывать "опозоренную", чтобы низвести его до своего уровня. В
результате он начинает желать только одного: чтобы она ушла назад в свой
"замок" и вновь "заснула". Если же Спящая Красавица соглашается на меньшее,
не на принца, а на Макинтоша из зеленной лавки, то она будет чувствовать
себя обманутой, станет вымещать на нем зло. Но в то же время она не будет
терять из виду других мужчин: а вдруг появится тот самый, долгожданный
Принц. Описанный сценарий очень важен, потому что множество людей на всем
земном шаре тем или иным образом проводят свою жизнь в ожидании Rigor
mortis.

Знаете, я как то никогда не любил сказок про принцев. Слишком уж они портят девушек.
Вот такой вот занимательный психоанализ.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author