Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
polo79
lj_live

Хамар-Дабан

Десять наших ребят с 8 августа бродило в «тройке» по горам под названием Хамар-Дабан. Чтобы выжать из отпускных дней по максимуму, в ожидании друзей мы устроили свою «тройку» -- просто пошли в горы втроем: с Надей и Ирой.

Надя нагуглила довольно простой и популярный маршрут на три дня: от Слюдянки до метеостанции «Хамар-Дабан», а там радиалки – на пик Черского, на Чертовы Вороты, на Подкомаринские водопады. Для подстраховки она искала нам попутчиков. На местном форуме ей написали, что там проходной двор – не заблудитесь. Надя не поверила. А зря.

Ковбойская электричка

Распрощались с Олей, забрали вещи из хостела и отправились на вокзал. Около 17 часов в Слюдянку отходит электричка. Еще в трамвае познакомились с МЧС-ником Виталием Николаевичем, с которым даже проехали часть пути на электрухе. За этот короткий промежуток знакомства, как я писала, Виталий Николаич успел обосрать наш этот и будущий маршрут вдоволь. Мы его угостили едой и водой.

На не-помню-какой-станции Виталий Николаич, к счастью, вышел. Дальше едем почти одни в вагоне. Электричка удивительная. Тормозит буквально через каждые пять минут. Заезжаем в очередную долину – остановка. Домов не видно, просто перрон посреди глухого леса, но поезд тормозит и открывает двери. Некоторые остановки по требованию. Только мы так и не поняли, куда и кому их требовать: идти в голову поезда стучаться к машинистам, дергать стоп-кран или где-то в вагоне есть заветная кнопка «Вкл.»?

Но нам до конечной, поэтому едем без мыслей как будем выходить.

Неожиданно слева в распадке увидели Его. В смысле, Байкал. Ну просто что-то синее мелькнуло в лесу. Больше от окна не отлипали - вдруг пропустим первый миг встречи! Честно признаться, дальнейшее синее мелькание в просветах между елками особого впечатления не произвели. Куда больше поразили неожиданно открывшиеся снежные хребты на горизонте. Горы, горы, до края, без конца. На самых высоких – снежные шапки. Не наврал, оказывается Виталий Николаич, снег в августе выпал хороший. Хоть бы с нашими друзьями все было в порядке, т-т-т.

Потом меня заглючило. Вот ни с того ни с сего. Даже сложно описать те ощущения. Как будто мы – герои романов Джека Лондона, едем на ковбойском поезде куда-то на Аляску в северный городишко золотоискателей. Это чувство не отпускало и в Слюдянке: город наводнен туристами, кругом мелькают рюкзаки, все понимающе переглядываются, продавцы в магазинах спокойно реагируют на просьбы отвесить по 124 грамма, «по раскладке».

Ночь в музее

По совету Гены, мы остановились в частном музее минералов.

Каким-то хитрым способом было определено, что здесь дешевле ночевать, чем на базе МЧС. Как позже выяснилось, по цене также, если не дешевле. В обеих стоянках оказались свои плюсы и минусы.

Ниже напишу свое субъективное мнение. (!!!) Э то важно подчеркнуть, чтобы одни не пострадали, если вдруг другие прочитают и обидятся. Это мое субъективное личное мнение. Так вот ночевать в этом музее – ГАВНО!!!!

Сначала все шло хорошо. Мы договаривались на жилье по 100 рублей с носа, нам предложили за 400 рублей, то есть около ста гривен. Мило, но нет ли чего подешевле? Хм, есть – за 200 руб. По сто рублей, как мы договарились, жилье оказалось занято. За 200 рублей нам досталась огромная комната с 13 деревянными нарами одна над другой и электрочайник. Мы как-то не вдавались в подробности и прейскурант. Дали-дали. На следующий день мы пересчитали свои сбережения, и решили, что это жирно ночевать по 200 рубасов. Оказалось, что жилье по сто рублей уже свободно. Это – чердачное помещение без всего. «Без всего», мы так называли чай без лимона и сахара в универском буфете. Так и здесь ничего не прилагалось к этой сумме, кроме стен и крыши над головой: ни чайника, ни даже розеток. Наутро нам разрешили бесплатно приготовить на плите в другой комнате за-не-знаю-какую-цену. В то утро мы и ушли в горы.

Когда мы вернулись сюда через пару дней с нашими друзьями, все изменилось. Мы сняли жилье за 200 рубасов, хотя короткие нары не понравились нашим высоким товарищам. Но электрочайника нам не дали. В итоге препирательств нам достался некий самовар за 100 (сто) рублей !! Хотели сварить покушать, но к плите нас не подпустили.

- Ну мы костер разведем!

- нет, костер разжигать нельзя, я сейчас покажу место, где можно.

мы расслабились, пошли смотреть, где щас поедим. А нас отвели за какие-то бетонные блоки рядом с туалетами.

- вот здесь можете готовить на горелках!

бля, да нас 13 человек, какие горелки?!!

в итоге, мы ушли на ближайшую Природу, за пять минут насобирали гору дров, развели огромный костер и прекрасно покушали.

Наконец-то, в горы!

Цивилизация ужасна. Слава Богу, через день мы распрощались с владелицей музея и отправились в горы. Музей удачно расположен на улице, которая переходит в дорогу до метеостанции вдоль русла реки Слюдянка.

Надя прочитала в интернетах, что дорога-тропа петляет по руслу реки с берега на берег. Как мне кажется, заранее немного переживала по поводу бродов. Но бабушка из музейона заверила, что до нас побывали толпы волонтеров, которые возвели мосты. Правда, недавно вода сильно поднялась и часть мостов посносило, но вы идите-идите. Надю, по-моему, это порадовало особенно.

А я просто кайфовала. Наконец-то горы! наконец-то, прощай цивилизация! мы идем по настоящему таежному лесу! Вокруг такие непроходимые заросли, что с дороги лучше не сворачивать. На глаза попадается куча ягод, иногда грибы. Удивительное лесное богатство после наших, довольно бедных на еду лесов.

А вот и первые мостики. Добротные, прочные. И главное -- бесплатные! Может, у меня мозг неправильно заточен, но отсутствие будки с кассиром на таком популярном и оборудованном маршруте поражало.

Маршрут популярный и даже очень, мы убедились в этом очень скоро, примерно около мраморного карьера. Пока Надя изучала карту, нас обогнала семья, отец которой посмеялся: зачем карта, здесь же одна дорога! После этого мы постоянно встречали людей. С этой семьей всю дорогу шли на перегонки. Потом обогнали толпу детей, как позже выяснилось - из лагеря в Ангасолке. Мы с ними на следующий день даже на пик Черского вместе сходили, и нас пригласили на обед в лагерную столовку, когда будем проходить КБЖД.

К вечеру поднялись на перемычку, где находится метеостанция. Сразу подружились с метеорологом дядей Федором. Спросили про группу из Севастополя. Никто не приходил. т-т-т. А мы договорились с Геной, что кто первый придет на метеостанцию, тот должен рассказать, откуда он и что ждем вторую часть группы. Мы пришли первые. Потом даже прикол случился с этим. В течение этих двух-трех дней, что там тусили, мы ходили и ко всем приставали: вы не видели группу из Севастополя? Понятно дело, никто не видел. И вдруг кто-то говорит: да видели! Боже, у меня на секунду аж тепло на душе стало.

- Мы встречали трех девочек на днях.

тьфу! трех девочек из Севастополя мы сами видели.

В горах темнеет поздно. Так что мы почти засветло насобирали дров, поставили палатки. Жить можно )

Пик Черского

бурундук

По традиции, пробудились мы поздно. Пока поели, пока собрались стало еще позже.

Отнесли рюкзаки дяде Федору и пошли наверх.

Оказывается, по этим местам раньше проходила единственная дорога из России в Монголию, или даже в Китай. Она так и называется -- Старокомаринская. В распечатках, что у нас были, значилось: дорога серпантинами медленно поднимается наверх, туристами протоптаны сократы, но вы пройдите лучше по серпантину, почувствуйте себя древним путником, под обрывами валяются остатки дороги. Дядя Федор сказал, что по сократам ходить можно. Идти надо до Кедра-С-Обвязками, откуда тропа резко свернет с дороги и пойдет к нужному нам Гольцу.

уже прошло больше месяца, я, похоже, путаюсь в топонимах. не обращайте внимания!

мы изобрели средний маршрут. Вначале честно шли по серпантинам, потом надоело и начали сокращать. В итоге, нужный поворот пропустили. Думали, что тропы сойдутся, а они не сошлись, и мы очутились в снегу и жеребе, которая здесь называется Кедровый Стланник. Ну снег, громко сказано, так поляночки, но это было круто, после крымской жары.

Мы достали карту, поориентировались (!) и счастливо вышли на вершину Гольца, откуда спустились на перемычку, где уже отдыхали лагерные дети из Ангасолки. С ними, не расставаясь, поднялись на пик Черского.

На вершине пика - проходной двор. Мы пофоткались и решили поесть внизу, у озера Сердца.

Там не только поели, но и покупались, а потом и постирали шмотки. Так что памятник природы раньше считался очень чистым, теперь не очень.

DSCF2633    DSCF2636

Обошли озеро слева и поднялись на перевал Посетительский. Здесь тропа закончилась, а продолжения мы не нашли, так что стали траверсировать Второй Голец в надежде набрести на подъемную тропу. Надежды оправдались, мы, почти не теряя высоты, счастливо вышли к памятнику Погибшей в Лавине Лыжнице. На перемычке оказалась мобильная связь, закат должен быть нескоро, поэтому мы у памятника немного засиделись.

Здесь у меня наступил инсайт, как говорит любимая Настя. Вокруг были одни горы: хребты, перевалы, скалы, гольцы, шмальцы, перемычки. До самого горизонта, без края. От темно-синих, черных до светло-голубых, нежно-пастельных тонов. Я сидела как зачарованная, повторяя про себя заклинание: «Горы, горы, горы, опять я попался на вашу удочку» ну и дальше по тексту.

Вечером и весь следующий день Ире было плохо и мы никуда не пошли.

А хотели сходить на Чертики - перевал Чертовы Ворота и Чертово Озеро. Наши друзья там ночевали на следующую ночь, показывали фотки -- очень красиво. Жаль, что не сходили.

Водопады на Подкомарной

На третий день около 12 часов нам позвонил Гена. Через пару часов мы встретились у Кедра-С-Обвязками. Наши друзья -- усталые-преусталые. Они поели, и мы все вместе уже отправились на водопады на Подкомарной.

Честно говоря, я не очень хотела туда идти, водопады мне редко нравятся, но эти оказались очень красивыми. Высокие, полноводные, солнце разбивается в брызгах. Ниже по течению, наоборот, темновато. Русло собирается в каменное ущелье. Вода уже грозная -- мощная стихия.

На метеостанции нам советовали, только не поднимайтесь к перемычке прямо от Подкомарной, обойдите как спустились. Гена повел нас прямо к перемычке. Ничего страшного не оказалось, местами была даже хорошая тропа.

Я наслаждалась этой суровой таежной природой: поросшие мхом валуны, высоченные тощие сосны, малина, смородина, недоеденные бурундуками шишки, ревущий поток горной реки. Опять, как в Слюдянке, меня глюкануло, что я в Аппалачах/Кардильерах, что там в Северной Америке. Как у Керуака было в «Бродягах Дхармы» - пик Одиночества или как?

Заночевали на стоянках у метеостанции. Наши друзья все удивлялись, что стоянки бесплатные, дрова бесплатные, вода в колодце тоже бесплатная. Дядя Федор вполне мог собирать за все это деньги. Наши бы лесники так и делали, еще и не ленились бы бегать на Подкомаринские водопады по стремному спуску и там стричь с туристов. Я вспомнила, как кто-то рассказывал, что какой-то пьяный лесник пробовал взять деньги за проход Большого Каньона еще в магазине в Соколином. А тут все обустроено, чисто, красиво и бесплатно. Сибирские чудеса!

Прощайте, горы!

Сегодня последний день в горах. Как жалко!

Вова громко спел из Макаревича «Сегодня -- самый лучший день. Сегодня -- битва с дураками». Говорит, вспомнил ее то утром, когда ехал защищать диплом, сразу как-то лучше стало. Мне чет это запомнилось, потом, в «двойке» периодически в жопные моменты напевала эти строчки, и, знаете, помогало.

Спустились нормально. Один раз только мостик не нашли, перешли по бревнам. Хорошо, рядом были натянуты веревочные перила.

Остановились в музейоне. Оставили вещи и пошли в город. Надо закупить продукты на КБЖД и Двойку. Это был капец. Половины раскладочные продуктов нет, выдумываем на ходы. Крупы расфасованы по килограмму, а нам нужны граммы. Фасовщицы ушли, директор ушел, менеджеры ушли, перевесить вам не можем. Ну пожааааалуста. Ладно. Мы там столько времени проторчали, столько накупили, что нам разрешили даже укатить тележку из супермаркета.

Утром пошли в музейон, смотреть на минералы. Посреди экскурсии вырубили свет. Бывает.

В конце Шендрик подарил бабушке из музея крымские гагаты.

Потом мы поехали в Култук и на пляже нашли гагаты. Видимо, бабушка приняла наши гагаты из вежливости.

Ну вот, а потом мы поехали в Култук. И началась следующая история.

Comments for this post were disabled by the author