bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Физическая кунсткамера

Добрался до физической кунсткамеры в наукограде Троицк.
Впечатления
1) Про саму выставку
Это лучшее, что я видел в России.
Кунсткамера маленькая - всего две комнаты. Однако при этом есть чёткое понимание, что это напоминает кадрированную дивизию. В организации чувствуется система: те, кто это делал, чётко понимают, что они делают, зачем, куда будут развиваться, как будут развиваться.
Знают, что хотят, и, главное, в своём понимании относятся к созданию с любовью. Здесь не будет потрёпанных стульев - если что-то сломается, здесь не оставят на виду некрашенный забор, а просто уберут покрасить. Организаторы уважают себя и своих посетителей.
Экспонаты сделаны добротно, экспонаты сделаны интересно, экспонаты сделаны ярко. Просто молодцы.
Посмотреть однозначно стоит.

Из минусов:
1) Показалось, что у них весьма умеренное понимание своей миссионерской деятельности. Т.е. есть ниша (физические кружки, студенты), происходящее направлено на них, на достаточно узкий подготовленный слой интересующихся. По крайней мере, информации о кунсткамере весьма немного; более того, её немного и в самом Троицке. Знающий - найдёт. Но на массовое посещение (типа Эврики или Технополиса) кунсткамера не направлена и, кажется, направляться не собирается.
2) Из-за этого экспонаты заточены под экскурсию. Пара комнат с несколькими десятками экспонатов. Но они напрочь не рассчитаны на посещение без экскурсии. Отсюда происходящее скорее напоминает опыты на уроке физики. Да, блестящие опыты, хороший урок. Но урок, а не самопознание. Это не хорошо и не плохо, просто другая направленность, не эвриковская.
(В Эврике экскурсии хорошо дополняют происходящее).
3) В паре экспонатов можно сделать более яркие иллюстрации. Допустим, поставить рядом с магнетизмом металла полозы из дерева - контраст в движении магнита был бы налицо. Или повесить флаг к воздушной пушке в дальнем углу.

Из фишек: экскурсовод: наш музей принципиально отличается от других музеев. Здесь всё можно трогать! Пробуйте!
Я как-то дёрнулся на словах "принципиально отличается". Я уже как-то привык, что в таких музеях всё как раз можно трогать, и уже непривычно, что нельзя. :) "Профессиональная деформация".

2) Теперь про своё.
Личное ощущение от музея другим словом как "разгром" охарактеризовать очень сложно.

2.1. Крайне неприятное ощущение двоечника. Вокруг происходят какие-то вещи, а у тебя нет никаких внятных объяснений многого из происходящего. Объяснения-то простейшие, в школе когда-то это всё знал... А сейчас вот просто тупо втыкаешь на происходящее.
При этом первая реакция - "взрослое незнание". Т.е. у тебя ощущение, что ты это вроде должен знать, изучал же. Поэтому не можешь не знать! Тогда начинаешь копаться в памяти и выкапываешь какое-нибудь звучное понятие, которое произносишь с умным видом. Да здесь всё просто - закон Бернулли действует! Сила Кориолиса! Преломление света!
Вроде как отбоярился - чего-то сказал. Когда же надо копать дальше - ну сила Кориолиса и чего? Объясни на пальцах ребёнку! - Вот тут-то и понимаешь, что, собственно, за высоколобым определением в сознании стоит очень мало.
Сказать умное можешь, а понимания умного уже нет, одна оболочка осталась.
У меня такое ощущение, что данное состояние касается большинства взрослых.
В этом плане незнание ребёнка честнее - он не знает и у него есть понимание того, что он не знает. Ну как у меня по отношению к китайскому языку - я его не знаю и даже не буду притворятся, что знаю.
Потом провёл беглую ревизию своих знаний. Что из школьной программы я смогу внятно объяснить или быстро осознать. Результаты были крайне удручающие.
Ощущение: в идеале бы, чтобы в году был 13-й месяц. Который можно было бы потратить на восстановление/поддержание общих знаний об устройстве мира.
Вообще, человек несправедливо мало живёт! Да ещё время на ЖЖ тратит!

2.2. Очень чётко осознал себя линкатропом. Просто классическим линкатропом, хоть в учебник помещай.
.. заболевание назвали "линкантропией" -- от английского слова Link (букв. "звено") и греческого λυκάνθρωπος . Этот термин, на мой взгляд, прекрасно отображает оковы, в которых пребывает разум больных, и их внутреннее одичание. Заболевание проявляется в том, что вместо нормальных систематизированных знаний о мире и себе -- инфицированный ротирует в голове какие-то подборки интересных фоток и занятных линков, слипшийся ком которых и принимает за свой интеллектуальный багаж.

Линкантропия -- это эскапизм, выдающий себя за реальность, и этим всё сказано. Она не просто превращает человека в диковатое существо, верящее в духов и корень мандрагоры. Она ещё и работает бомбой замедленного действия, отложенной под человеческую жажду открытий. Случайно выяснив, что на Марсе нет никакого сфинкса, -- привыкший к цветастым чудесатостям мозг линкантропа разочаровывается отчего-то не в чудесатостях, а в космической тематике. И, как следствие -- бессознательно рвётся туда, где сфинксы, эльфы и прочая красотища по-прежнему в наличии. Если это произошло -- человек оказывается потерян для собственного и общего Будущего. Он уже не раздумывает о том, что в его мире не в порядке и что можно исправить. Он убивает свою тревогу и свои мечты, дёргая себя за самые простенькие рецепторы перед монитором (занятие это современная этология называет онлайнизмом, и бром тут бессилен).
Подробнее – здесь
http://wizard-sk.livejournal.com/85300.html#cutid1

Т.е. я понимаю, что шарик в вентиляторе – это круто. Это привлекает внимание, это – красивая картинка. Это заставляет копать дальше в попытке осознать, как именно этот механизм устроен. Но объяснение картинки не даёт чёткого ощущения механизма – я могу понять картинку и её воспроизвести, но при столкновением с законом Бернулли в другой форме точно так же впадаю в ступор. Мне просто не хватает системности знаний, системности подхода. Правильного (не физического, а именно системы взглядов) образования. Я способен воспроизвести яркую картинку без внутреннего наполнения.
Очень грустное, неприятное ощущение – с одной стороны, линкантропом быть интересно, с другой – как-то несерьёзно.

Ещё на тему:
На экскурсиях в разных местах я часто вижу два полюса экскурсоводов: ликантропы и «научники»
Первые дают много-много баек, это всё запоминается, но запоминаются исключительно анекдоты, системы нет. Вторые рассказывают много о системе взаимоотношений (…это было построено в 17 веке в стиле северо-южно-фламандской неоготики…), но это тоже напрочь не запоминается. Переходные стадии, к сожалению, практически не встречаются.

3) Про экскурсии взрослых
Когда шарился по сайтам политехнических музеев и потом вербовал вот людей на Кунсткамеру, столкнулся со следующим фактом:
Очень много предложений по гуманитарным экскурсиям. Типа "Москва призраков" "Москва Булгакова" "Москвовские фонтаны". Ну и т.п. Либо просто картинки, либо гуманитарное направление - рассказывают тебе о делах и жизни всяких писателей, об архитектуре (линиях и датах) и т.п.
Экскурсий на тему - "как устроен мир" - просто в десятки раз меньше. Как устроена планировка Москвы. Как устроена транспортная система. Как строят дома. Как бежит вода. Как появляется электричество.
Да, в политехе они есть, конечно. Но это - единицы по сравнению с экскурсиями по домам поэтов-писателей.
И уж практически совершенно нет экскурсий на тему "как устроен мир" для взрослых. В политехе по экспозициям для школьников - да без проблем. Но если ты пришёл на экскурсию по экспозиции сам, то кажется, что все ищут - где собственно твой ребёнок? Не мог же ты вот так просто сам придти, приходят только с детьми! Всё равно, что в ресторан продвинутый в одиночку ходить.
В Кунсткамеру для школьников - нормально. В Кунсткамеру для взрослых - ощущение, что это вообще какое-то чудо, с которым непонятно что делать.

Да, разумеется, в последнее время в России есть подвижки в правильном направлении. Появляются экскурсии на промышленные предприятия. Во многих правильных музеях уже не так удивительно, когда взрослый сядет за ткацкий стан или начнёт молотом махать (см. Мышкин). В Европе ситуация ещё получше, там это более нормально воспринимается.
Но всё равно, в целом здесь наблюдается полный завал. Попасть на экскурсию для взрослых на тему - как оно устроено - высший пилотаж.

Причины, конечно, понятны.
- большая часть взрослых отсекается словами - "у нас нет времени!"
- ещё часть словами (мыслями) - важнее быть специалистом в своей узкой сфере. Напрочь теряется интерес к миру. Совершенно не важно и не интересно то, как оно устроено. Есть и есть.
- те, у кого есть ещё какой-то интерес к миру, предпочитают реализовывать его (или по крайней мере, убеждать себя что он реализуется) путём экскурсий гуманитарной направленности. Это во-первых гораздо проще, здесь проще спрятаться за клише и для ощущения понимания не нужно обладать совсем уж серьёзными знаниями. Разумеется, в том же искусстве тоже есть система, одно вырастает из другого, и показать эту взаимосвязь - увлекательнейшее занятие. Но на начальном уровне гораздо доступнее сказать - это - картина Рембрандта, нежели это - паровоз Ов. Картину Рембрандта видели все, устройство паровоза понимают много меньше.

Отсюда - до технических экскурсий добираются немногие.
А вот теперь интересная фишка:
Понятно, что если нет времени, то и делить нечего. Но вот то немногое время (экскурсионного) досуга у детей и взрослых раскладывается по-разному. Почему утрачен интерес к миру? Можно ли его возродить?
Если половина школьных экскурсий идёт на технические вещи (т.е. это можно объяснить на простом, доступном неспециалисту уровне), половина - на гуманитарные; что мешает пропагандировать это же для взрослых? Зачем столько художественных музеев и так мало технических/интерактивных?
И у меня такое ощущение, что в советское время баланс был какой-то более правильный. По крайней мере, лекции на тему "как устроен мир" были вполне себе распространены.
Я сейчас говорю именно о балансе - понятно, что сейчас получить хорошую техническую информацию гораздо-гораздо проще.
Но если технические вещи подросли немного, то всякие гуманитарные выросли намного больше. Баланс сместился - попасть на производство сейчас по прежнему относительно непросто, а на всякие художественные вещи - на раз.
Правильно ли это?

А теперь фотографии:


Общий вид комнаты №1
81.86 КБ

80.27 КБ

82.15 КБ

56.11 КБ

56.40 КБ

Стул
83.02 КБ

Иллюстрация факта, что человек является батарейкой. Она же - своеобразный полиграф.
95.22 КБ

Устройство, иллюстрирующее магнетизм металлов.
98.95 КБ

Набор маятников
93.97 КБ

97.15 КБ

Тоже маятник.
Кстати, по часовой стрелке у него амплитуда закручивания больше, чем против. Слабо объяснить - почему?
90.05 КБ

Водолаз.
81.03 КБ

Алексей предложил использовать этот метод на практике - создаём над морем циклон - и подводные лодки, которые прячутся в океане, сами выскакивают наверх. По-моему, метод лучше, нежели всякие глубинные бомбы бросать.


Человечки на солнечных батарейках
77.65 КБ


Цветной круг - иллюстрация принципа, что при вращении цвета сливаются в белый.

48.13 КБ

74.85 КБ



Слева - аппарат для создания примитивных мультфильмов. Слева - капитошка вверх.
76.90 КБ

Генератор мультика подробнее
66.63 КБ

Зеркало
50.08 КБ

48.84 КБ

44.82 КБ


Светопроводник
57.83 КБ

Троицк оправдывает своё звание наукограда. Вот фонтан пожалуйста физический - это гранитный шар плавает себе.
128.08 КБ

Памятник МНС
144.86 КБ

А в остальном в городе жить сложно - он не слишком причёсанный, а связь с Москвой по Калужскому шоссе, без железки, не слишком надёжна и удобна.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author