?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Как Семён Шестаков в Америку летал...
lennon
bleis wrote in lj_live


    Это ещё до Чкалова, в 1929 году. Потом беспосадочные перелёты в Америку через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова совершенно затмили то, что осуществил экипаж Семёна Шестакова. И очень жаль, поскольку для технического уровня авиации 1929 года дело было важное и отважное.

    Сегодня как раз годовщина - 30 октября 1929 г. в Нью-Йорке приземлился советский самолёт АНТ-4 "Страна Советов" с четырьмя членами экипажа. Это вариант цельнометаллического бомбардировщика ТБ-1, только без бомб и вооружения. Перелёт был начат 23 августа по маршруту Москва - Омск - Хабаровск - Петропавловск-Камчатский - остров Атту - Сиэтл - Сан-Франциско - Нью-Йорк. Всего было 24 промежуточных посадки. Дважды на маршруте производили замену двигателей. Немецкие двигатели оказались не очень надёжными, то и дело сбоили и отказывали. Чкалов летел уже с двигателем советского производства, без единого сбоя. В Хабаровске переставили машину с колёс на поплавки, поскольку дальнейшие 8 тыс. километров предстояло лететь над океаном. Мало ли чего. В американском Сиэтле переставили опять на колёса.

    Нашёл выложенную в сети публикацию журнала "Смена" за январь 1930 года. Журнал предоставил слово всем четырём членам экипажа. Это командир С.А. Шестаков, Ф.Е. Болотов (второй пилот), Б.В. Стерлигов (штурман) и Д.В. Фуфаев (бортмеханик). К сожалению, там масса опечаток и даже фактических ошибок. К примеру, искажена фамилия Фуфаева, в рассказе Шестакова городок Сьюард перепутан с Сиэтлом и т.п. Часть текста вообще утрачена. Однако в целом картина перелёта и подробности встреч в США из этой публикации ясны, так что не стану здесь пересказывать то, что можно прочитать по ссылке внизу.

    Но кое-что необходимо добавить. Во-первых, советская пресса умалчивала о том, что самолетов "Страна Советов" было два. И оба были использованы, так как перелёт не удался с первого раза. Начат он был утром 6 августа, в тот же день самолет достиг Омска, но на дальнейшем пути был разбит при вынужденной посадке в тайге в районе Читы (не хватило горючего, остановились двигатели). Экипаж остался невредим, вернулся в Москву и 23 августа снова вылетел по тому же маршруту, но на другом таком же самолете. Что-то вроде недавней поездки Владимира Путина на "Ладе-Калине" с тремя запасными машинами. Кстати, примерно по тем же местам.

    Во-вторых, очень интересна фигура и загадочна судьба Семёна Александровича Шестакова (1898 - 1943). Участник октябрьских событий 1917 года в Петрограде, затем выпускник лётной школы, красный военлёт, участник борьбы с басмачеством в Средней Азии. В 1927 году вместе с механиком Фуфаевым он совершил неслабый перелёт Москва - Токио - Москва на самолёте АНТ-3 (Р-3) "Наш ответ". То есть в Америку - это был уже второй его рекордный перелёт, частично по тому же маршруту.

    После возвращения из Америки Семён Шестаков окончил Академию им. Н.Е. Жуковского, некоторое время работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. Полковник. Командовал авиационным соединением бомбардировщиков ТБ-1 (затем ТБ-3) на Дальнем Востоке. В октябре 1942 г. был направлен на фронт, возглавил 146-й истребительный авиационный полк, который действовал в составе 3-й ударной армейской группировки на Юго-Западном фронте. Летом 1943 года принимал участие в боях на Орловско-Курской дуге.

    1 августа 1943 в боевом вылете был сбит. До сей поры так и не известно, погиб знаменитый Семён Шестаков в воздухе или сумел покинуть подбитый самолёт, был схвачен фашистами и погиб в плену...

    http://smena-online.ru/stories/moskva-nyu-iork-na-strane-sovetov

...


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.